Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Был когда-то такой жанр – телеспектакль.

Посмотрел на днях фильм-сказку (1963) Кошеверовой и Шапиро «Каин XVIII». На самом деле, это трудно назвать полноценным художественным фильмом. Потому что это – классический телеспектакль. Всё происходящее снято на замкнутой сценической площадке, в павильоне, в очень условных декорациях.
В 50-70-е годы прошлого века телеспектакль был очень популярным жанром. От просто снятого на плёнку спектакля он отличался одновременной съёмкой несколькими камерами, иногда последующей чистовой озвучкой, монтажом. Порой ещё снимали несколько дублей одной сцены – чтобы потом выбрать самый удачный вариант.
Стал выяснять, почему этот, на самом деле очень интересный, жанр умер – и оказалось, что режиссёры даже в те старые времена вовсе не рвались пускать операторов на свои спектакли. Им казалось, что, если спектакль покажут по телевизору – зал наполовину опустеет. Возможно, такой риск и в самом деле был. Возможно, это им только казалось. Но показывать слабые постановки не рвалось ТВ, а показывать сильные аншлаговые спектакли по телевизору не рвались сами режиссёры этих спектаклей. Хотя, как по мне, покажи по телеку один свой хороший спектакль – и у тебя прибудет людей на тех постановках, где зал до этого был заполнен наполовину.

Амплуа придурков и негодяев.

Из ностальгических воспоминаний посмотрел на днях фильм-сказку (1963) Кошеверовой и Шапиро «Каин XVIII». Я первый раз видел его в 6 лет. У бабушки, по телевизору. Фильм мне тогда очень понравился. За прошедшие годы содержание я почти забыл. Но какое-то смутное приятное воспоминание осталось. Вот и решил пересмотреть.
Короля там играет Эраст Гарин. В советском кинематографе у него было сложившееся амплуа негодяев и придурков. Хотя в театральных спектаклях он играл достаточно разнообразные роли. Гарин был не только актёром, но и режиссёром. Так киношное начальство даже в собственных фильмах не давало ему играть положительных героев. Мол, советский народ привык, что он всегда играет негодяев – и поэтому при таком распределении ролей публика неправильно поймёт фильм и его положительные посылы.

Про космических пиратов.

Как-то, смотрел фильм ещё советских времён. Про белых, красных и просто бандитов. Там белые были плохишами, красные – кибальчишами. А бандиты делали сюжетные перипетии более живописными, сложными и завлекательными. Отметил, что очень хорошо прописаны все диалоги. Да и сюжет был разработан очень даже неплохо.
Потом я узнал, что фильм снимали по книге какого-то известного американского писателя-фантаста. Хотя в титрах американца даже не упомянули. В книге вместо белых и красных были какие-то разнопланетные бандиты, которые охотились за сейфом с сокровищами.
Понимаю, что режиссёру просто понравилась увлекательная книга и очень хотелось снять про это фильм. Но, во-первых, фильм про инопланетян требовал больших затрат на костюмы и декорации. А, во-вторых, на безыдейные фильмы в СССР получить деньги было очень трудно.
И космических пиратов быстренько переделали в белых и красных. Белых и красных мундиров на студийных складах было завались. Снимали всё в каких-то кавказских деревнях, где осталось множество дореволюционных домов.
А потом: все нехорошие поступки в фильме совершали белые, а все хорошие – красные. И космические приключения вполне удачно легли в тему противостояния двух политических течений.
Меня просто очаровал такой остроумный подход режиссёра к проталкиванию понравившегося ему сценария. Это ведь надо додуматься.

О солдатском рационе.

Смотрю британский документальный сериал «Мир в войне» (1972-73 годы). Очень познавательно. 14-я серия посвящена войне в бирманских джунглях. Обе армии двигались по бездорожью, часто сквозь джунгли. Доставка боеприпасов и продовольствия была огромной проблемой. Особенно для англичан.
Японцы к тем же проблемам относились несколько иначе. Лейтенант Окада рассказывает:
«К счастью, в бирманских джунглях много бамбука. Вы знаете, мы в Японии едим бамбуковые ростки. Для нас это природная пища. Мы знаем, что всё, что может съесть обезьяна – может съесть и человек. Если вы наблюдаете за обезьянами – то избегайте того, чего избегают обезьяны. И вы будете спасены. Кроме того, в джунглях есть крысы, змеи, ящерицы. Вы отрубаете им голову, нарезаете на мелкие кусочки, мешаете с карри и перцем – и получаете отличную еду».
Вот теперь и вы знаете, как из обычной крысы сделать изысканный деликатес. Главное – не экономьте перец.

С нормальным сценарием можно почти всегда снять нормальный фильм.

Иногда даже яркие зрелищные фильмы снимают по совершенно убогим сценариям. Но чаще плохой сценарий убивает всё: и игру хороших актёров, и мастерство оператора... Начинаешь смотреть и понимаешь – из говна конфету сделать… Не то, что совсем уж невозможно, но очень и очень сложно.
Посмотрел тут франко-бельгийскую чёрную комедию 2016 года «Киллер поневоле». Особенно понимаешь этот юмор, когда узнаёшь, что режиссёр Паскаль Шоме снимал фильм, умирая от рака. Сценарий написал Мишель Блан, сыгравший в ленте одну из главных ролей.
Сразу начинаешь ценить его изысканные диалоги. Типа, «а почему ты именно мне предлагаешь убить твою жену?» - «потому, что ты хороший парень и тебе нужна работа». Фильм, кстати, и по остальным параметрам сделан добротно. Хотя, и без каких-то фонтанирующих изысков. При этом его стержнем является именно хороший, интересный, полный забавных жизненных наблюдений сценарий. Сценарий держит весь фильм. И, даже, если где-то что-то не дотянуто – занятные диалоги это скрашивают, нивелируют. Смотришь – и понимаешь, что с таким материалом снять совсем уж дерьмовый и никудышный фильм – надо очень постараться.

Мои твиты

Обида сравнивания.

Был такой прекрасный актёр Олег Борисов. Народный СССР, лауреат многих премий. Заслуженно знаменитый, всеми признанный и уважаемый.
Но я тут подумал, что, пожалуй, самую яркую свою роль он сыграл ещё в молодости, в тридцать с небольшим лет – снявшись в Киеве в комедии «За двумя зайцами». Фильм заслуженно стал классикой советского кино, а сам Борисов – его главным украшением. Но потом он сыграл ещё в десятках фильмов, играл в лучших театрах Москвы и Ленинграда…
И, думаю, после каждой роли кто-нибудь ему говорил: Ну, это, конечно, не Голохвастов из «Зайцев», но всё равно очень даже неплохо.
Collapse )

Про бесплатных мужиков.

Которые клюют на бесплатных баб.
Смотрел документальный фильм про порноиндустрию. Британская режиссёрша сделанных на коленке (но приносящих хорошие деньги) порнофильмов рассказывает, как она находит актёров. Женщинам приходится платить по 300 фунтов стерлингов за сцену (30 000 рублей). А вот мужикам… Она просто подходит на улице к приглянувшимся ей мужчинам и говорит, что готова снимать их с девушками, которых предоставит бесплатно. При этом она им вообще ничего не платит. Более того, они за свой счёт должны пройти тестирование на отсутствие венерических заболеваний. Каждый шестой соглашается на подобное предложение. Халява!

Как лаптем из клюквы давят берёзовый сок.

Это фраза очень точно описывает многие идеологические процессы. Но в России и искусство часто рассматривают всего лишь как часть идеологии.
Взял я её из диалога Алексея Исаева с Михаилом Тиминым. Речь идёт о фильме «Подольские курсанты».
Причём, Исаев говорит, что он ожидал увидеть что-то совсем уж лапотно-клюквистое. Но, фильм оказался даже лучше его ожиданий. Мол, авторы хотя бы не путают географические названия, даты, номера воинских частей и имена командиров полков и дивизий. Что в «исторических» фильмах (даже голливудских со стомиллионными бюджетами) давно уже стало нормой.
Это действительно важно, но вот в плане художественном клюква цветёт просто развесистым и пышным цветом. Убогий сценарий, как пазловая картинка слеплен из набивших оскомину ещё много десятилетий назад советских кинематографических штампов. А, если сценарий убогий, от актёров особо и нечего уже ждать.
Collapse )