В 1810 году по инициативе тогда ещё либерально, реформаторски настроенного Александра I началось создание военных поселений. Цель была благая: сделать армию менее обременительной для страны и улучшить условия жизни и службы для солдат. Если прежде они жили в казармах и целый день их муштровали и дрючили, то теперь у них должен был появиться свой дом, возможность создать и кормить семью, работать, зарабатывать... Их семьи опекались государством, всех детей учили в школе... План выглядел лубочно-благолепно. На деле военные поселения оказались убыточными и вечно дотационными, а сами поселенцы не раз восставали против нечеловеческих условий своей жизни.
Вот цитата из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Военные_поселения
«Мелочная регламентация всех подробностей обыденной жизни военных поселян оставляла их под вечным страхом ответственности. За малейшие проступки виновные подвергались телесным наказаниям. Система фронтового обучения была основана на побоях, в военных поселениях истреблялись целые возы розог и шпицрутенов. Все военные поселяне работали без устали и целые дни оставались под надзором начальства, от которого зависело увольнение их на промыслы и разрешение им заниматься торговлей. Дети поселян зависели более от начальства, чем от родителей, проводя большую часть времени в школе и на учебном плацу; дочери выдавались замуж по назначению начальства. Все земледельческие работы производились по приказам начальства, а так как многие из начальников были несведущи в сельском хозяйстве и обращали внимание главным образом на фронтовое обучение, то нередко земледельческие работы начинались несвоевременно, хлеб осыпался на корню, сено гнило от дождей. К этому присоединялось ещё всеобщее взяточничество начальствующих лиц, начиная с офицеров: Аракчеев, требовавший от начальников только внешнего порядка и благоустройства, не мог искоренить всеобщего грабежа, и только в редких случаях виновные подвергались заслуженному наказанию; граф Витте ещё менее входил в положение поселян.
…
Вся деятельность военных поселенцев жестко регламентировалась инструкциями без учёта сезонного характера работ. Работы предписывалось проводить строго по регламенту, не соотносясь ни с погодными условиями, ни с обыкновенным порядком, принятым в крестьянском хозяйстве. Для доступа к работам надо было получить пропуск. Например, чиновник просыпался в 11 утра, тогда как поселяне ждали его уже с 6 утра. Получив пропуск, поселяне отправлялись на покос, при этом, времени на работы оставалось мало. Часто по инструкции для покоса назначался участок, который по факту оказывался за 7-10 верст от поселения, в силу чего у поселян не было возможности выполнить работы должным образом.»