avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Category:

Дедовщина в российской армии изжита?

Пару лет назад я лежал в кардиологии в Москве. Так получилось, что со мной в отделении лежал один полковник российской армии. И несколько пацанов, направленных на госпитализацию военкоматом. Ребят проверяли, годятся ли они для призыва. Причём, ни один из них не откашивал. А даже наоборот: военкоматовские врачи хотели признать их непригодными к службе, но они сами рвались служить. Вот больница и должна была дать окончательное заключение.
Призывники сейчас служат не два года, как в годы моей молодости, а только один. И традиция увозить ребят на другой конец страны, как я понял, тоже потихоньку уходит в прошлое. Просто в мои годы призывников специально старались отправить подальше от дома. Типа, таджики служили в Эстонии, а эстонцы – на Дальнем Востоке. Под это даже был подведён свой идеологический базис.
Я в армии не служил – из-за тяжёлой травмы ноги меня выбраковывали, едва глянув на рентгеновские снимки. Так что о службе в армии знаю только по книгам, фильмам и рассказам друзей-приятелей.
Хорошо помню, как в 90-е СМИ и родители обсуждали ситуацию в армии: холодные казармы, полуголодные пайки, разгул дедовщины.
Стал пытать на эту тему полковника. Так, всё, - говорит – это уже давно закончилось. И ребята ему поддакивают – у кого-то брат служил, у кого-то сосед, у кого-то приятель недавно вернулся… Стали наперебой мне рассказывать, что и форму всем дают нормальную, и одеяла, и в казармах тепло, и кормят нормально, и стирают всё в прачечной, а не солдатики по ночам в холодной воде. Еду готовят повара, стены красят маляры, полы моют уборщицы… Солдат не должен терять время на всякую ерунду – он должен учиться воевать.
И главное, все утверждали, что с дедовщиной покончено раз – и навсегда.
Нам всегда говорили, что дедовщина – это от низкого уровня политико-воспитательной работы в ротах и отделениях. А я подумал, что, наверное, главная причина дедовщины – это обычная нищета. Это нехватка самого основного. Когда на десять человек дают банку тушёнки – её съедают двое или трое. Дав остальным вылизывать жир со стенок. Когда солдаты ходят в драных гимнастёрках и дырявых сапогах – сильные отбирают новые вещи у слабых. Когда по ночам надо драить сортиры и стирать гимнастёрки – всегда найдутся такие, которым проще кого-то заставить (даже избив), чем самим этим заниматься.
Когда всего самого необходимого хватает – просто нет нужды воевать за кусок колбасы, целые сапоги и место у батареи. Нет нужды собираться для этого в стаи. Нет нужды поддерживать в армии совершенно тюремные порядки.
Вспоминаю описание жизни бурсаков, семинаристов середины 19 века у Гоголя и Помяловского - те же паханы и шестёрки, тот же произвол сильного, та же дедовщина. И вокруг чего всё это строится? Вокруг дележа скудных ресурсов. Крошек табака и ломтя сала.
Кстати, мне говорили, что в боевых частях в Афгане никакой дедовщины не было. У всех хватало ума понять, что это очень реальный способ в первом же бою получить пулю в спину.
Не знаю, насколько все эти однозначно положительные армейские перемены охватили дальние уголки огромной России... Мы же знаем, что Москва - не Россия. Что на периферии уровень благосостояния бывает в разы ниже, а уровень бесправия и произвола - несоизмеримо выше. Но, как я понимаю, процесс пошёл. И даже пошёл неожиданно быстро.
Tags: История, Общество, Обычаи, Россия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments