avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Не хотел бы я быть таким богом.
avderin
На днях посмотрел «Трудно быть богом» Алексея Германа. Очень специфический фильм.
Представьте себе бомжатник в самом загаженном общественном сортире посреди бескрайнего болота. Все его перманентно пьяные обитатели постоянно жрут, блюют, испражняются, харкают друг другу в грязные хари… При этом никто не работает – всё грязное, убогое, всё разваливается. Непонятно даже, откуда берётся даже то пойло, которое они пьют. А куры и коровы живут с людьми в одних помещениях. Превращая каждый дом в окончательный хлев.
В придачу ещё – отвратительный климат. Или дождь или туман. Все хоть и немытые, но зато постоянно мокрые.
Рассказать содержание фильма? Его просто нет. Потому что невозможно запомнить, кто кому на какой минуте харкнул в рожу. В фильме это едва ли не основной способ общения нескольких десятков героев. Пьяные бессвязные монологи, собранные из них как бы диалоги, и постоянное плевание.
Философская подоплёка фильма? Что хотел сказать автор? Не знаю. Мне столько раз по разным поводам рассказывали, что автор хотел рассказать людям то, показать это, наметить путь… И при этом я видел, что автор сделал то, что смог сделать, ленясь напрягать голову и просто учиться основам своего ремесла. И всё это словоблудие – для того, чтобы прикрыть, что, на самом деле, автору сказать абсолютно нечего. Что никаких идей у него просто нет. Поэтому он и несёт такую пургу, надеясь заморочить голову разочарованным зрителям. Придать собственной несостоятельности вид высокомудрой (и поэтому – не всем, якобы, понятной) концептуальности.
Но, в отношении Германа я бы так говорить не стал. Фильм сделан очень высокопрофессионально. Ради чего? Мне кажется – ради одной лишь картинки. Но для кино это простительно. Если в фильме есть, что смотреть – ему можно простить многое другое. Потому что в большинстве фильмов нет, на самом деле, ничего. Ни картинки, ни содержания, ни идей, ни игры, ни заслуживающей внимания музыки… А если есть хотя бы занятная картинка – то фильм одним этим заслуживает внимания. Я, во всяком случае, посмотрел его с большим интересом.
Герман создал свой собственный мир. Насколько этот мир перекликается с той реальностью, в которой живут (или жили когда-то) люди – вопрос другой. Мне кажется, не очень. Но мир занятный. Хоть и омерзительный. По своей цельности, сделанности, продуманности он напомнил мне данелиевскую «Кин-дза-дзу». Но Кин-дза-дза – она живее, философичнее. Там множество ироничных отсылов к нашей повседневности. Германовский фильм в ироничности заподозрить трудно.
В технике есть способ испытания конструкции на прочность до полного разрушения. Мне кажется, Герман постарался изобразить максимально мерзкое (какое он только смог себе представить) общество, государство. Определить ту глубину, на которую может упасть социум, ещё оставаясь при этом единым механизмом.
Потому что дальше идёт уже просто распад социума и бегание на четвереньках. Наверное, эту свою задачу он сполна выполнил.

  • 1
Не осилил, при всем уважении к Герману. Герман слишком показом всяческих мерзостей, а сама книга Стругацких ушла на 2-ой план

Или даже на третий

  • 1
?

Log in

No account? Create an account