avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине.

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине – одна из самых красивых в Москве. И вообще, это одна из любимых моих построек 17 века. Насколько я знаю, документов на этот счёт не сохранилось, но на основании сопоставления различных данных и стилистических особенностей искусствоведы достаточно единогласно считают её автором крепостного зодчего князей Одоевских Павла Потехина.



Храм строили с 1677 по 1692 годы. Церковь вышла необыкновенно нарядная и живописная. Все стены её как бы украшены замысловатым орнаментом из тёсанного камня и фигурного кирпича. Могу предположить, что в работах участвовали ярославские мастера, в совершенстве владевшие секретами подобного узорочья.



В то время усадьба принадлежала князьям Черкасским, состоявших с Одоевскими в близком родстве. В 1743 году Петр Шереметев женился на Варваре Черкасской -- в приданное вошло и село Останкино с храмом. А через полсотни лет их сын Николай обустроил на берегу Останкинского пруда роскошную летнюю усадьбу с собственным театром и регулярным парком.



Выстроенные в совершенно разных стилях классические дворцовые постройки и старорусская церковь срослись в один удивительно гармоничный ансамбль. Видимо, несмотря на совершенно разную стилистику, этому способствует одинаковый лиричный настрой всех строений. В них нет надутости и пафосности, зато есть какой-то добрый наив и человеческая теплота.



Надо отдать должное, сами хозяева усадьбы чувствовали эту гармонию и относились к старому строению очень бережно. В середине 18 века обветшавшую колокольню пришлось разобрать и заменить новой, по тогдашней моде, барочной. Почему ныне мы видим типичную шатровую колокольню 17 века? Потому что в 1877 году тогдашний владелец усадьбы исключительно из эстетических соображений велел разобрать стилистически чуждую храму пристройку и заказал архитекторам Серебрякову и Султанову новую -- в стиле 17 века.



Тогда же над крыльцом был возведён шатёр, похожий на притворы ярославских храмов.



Дворец ныне стоит в лесах -- на реставрации.



Основу декоративного убранства составляют: тёсанный белый камень, фигурный кирпич и характерные для второй половины 17 века муравлёные (зелёные) изразцы.









Вид алтарной стороны.



Для церковных нужд используются воссозданные в наше время строения старого хозяйственного двора.





Один из приделов.



Вплоть до 1990-х храм входил в состав музея-усадьбы Останкино -- это спасло его от разгрома.





Старые, набранные из кованных пластин ворота.



Декоративное навершие шатра (как и он сам) сделаны во второй половине 19 века.



Во дворе, рядом с колодцем, установлена икона Серафима Саровского.





Tags: Архитектура, Достопримечательности, Искусство, Москва, Фотографии, Церкви и монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments