Многие люди приезжают в Иерусалим, чтобы прикоснуться к главным святыням христианства. И здесь они часто испытывают шок от того, в каком состоянии эти святыни находятся. Всё – много лет неремонтированное, затёртое, обшарпанное… Причина – вовсе не в отсутствии денег. Ещё с незапамятных времён все эти места поделены между представителями многих конфессий и общин. По своему статусу главные здешние храмы более всего похожи на коммунальные квартиры. С очень склочными и не настроенными на компромиссы жильцами. У каждого из них за века накопилась к соседям масса претензий. Идут постоянные разборки.
В результате которых ещё полтора века назад очередной турецкий султан (а Палестина несколько веков была самой нищей окраиной Османской империи) постановил, что для любых изменений, любых работ внутри этих объектов нужен консенсус всех, без исключения, обитателей. Этот порядок признали потом, во времена мандата, британцы. Сейчас тех же правил придерживается и израильское государство. Но вот самим участникам процесса этого консенсуса почти никогда добиться не удавалось и не удаётся. Последний видимый успех – строительство туалетов в храме Гроба Господня. Но, скажем, туалетной бумаги там никогда не бывает. Это единственный общественный туалет в Израиле (из тех, которые я видел), где нет туалетной бумаги. О строительстве туалета патриархи и архиепископы как-то договорились, а вот о снабжении его бума-гой – так и не смогли.
Знакомые рассказывали, что крестные ходы в таких вот храмах совместного владения нередко заканчиваются потасовкой.
А однажды я сам стал свидетелем драки у Гроба Господня. Монахи францисканцы (?) дрались с православными. Кажется, греками. Был какой-то праздник и по закоулкам собора двигалось две процессии двух конфессий. В какой-то момент они столкнулись лоб в лоб – и кто-то должен был уступить. Но уступать никто не хотел. Как я понял, в установленное время церковные иерархи должны были оказаться перед какой-то святыней – чтобы провести перед ней богослужение. Но, и те и другие считали, что именно они должны вести службу первыми. Ещё до начала крестного хода было заметно, как обе стороны готовятся к бою. Потуже, чтоб не развязались, затягивают пояса, засучивают рукава сутан, расставляют и инструктируют бойцов…
Когда началась драка, я попытался фотографировать. Но ничего не получилось. Слишком мало было света и слишком быстро мелькали руки. Да и отхлынувшая от этого побоища толпа уже через несколько секунд вынесла меня в какой-то предбанник. Я даже не знаю, кто в том бою победил.
Хотя… Хочется надеяться, что победили дружба и христианское смирение.