avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Ледники, льдозаводы, погреба…

В годы моего раннего детства (конец 1950-х) даже обычный холодильник был роскошью и экзотикой. Зимой запасы съестного выкладывали в специальные ящики за окном. Или подвешивали в сетке по ту сторону форточки. Летом прятали в погреба. Даже рядом с многоквартирными домами нередко стояли тогда ряды сараев и погребов. Наиболее рачительные хозяева делали ещё в таком погребе выгородку, которую зимой набивали под завязку снегом или льдом. Снег этот мог таять потом месяцами, существенно понижая общую температуру подземелья.
А рядом с узловыми железнодорожными станциями стояли длинные землянки, с едва приподнятыми над землёй крышами. Это были ледники. Хранилища льда. Зимой лёд возили с ближайшей речки. А летом его производили специальные льдозаводы. С помощью этого льда обеспечивалась сохранность перевозимого по железным дорогам продовольствия.
Вот что пишет на эту тему Википедия:
«Существовали два типа вагонов-ледников, в которых карманы для загрузки льда могли размещаться как под крышей вагона, так и в боковых или торцевых стенках вагона.
Вагоны, имеющие только карманы для льда, могли охладить объём вагона до +2 °C. Вагоны этого типа получили применение главным образом там, где не требовалось получения низких температур (перевозка масла, яиц, молока).
Вагоны-ледники с танками охлаждались смесью льда и соли за счёт поглощения энергии при фазовом переходе льда в воду в процессе его интенсивного таяния под действием поваренной соли, поэтому охладить пространство вагона удавалось до −3 °C (при 5%-ном соотношении соли ко льду) или до −21 °C (при 33%-ном соотношении).»
Tags: Быт, Еда, История, История быта, Прогресс, Транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments