avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

О научной и ненаучной реставрации.

Как бы в продолжение утреннего поста. Ещё раз вернусь в Ростов Великий. Всем запоминаются белые башни Ростовского кремля с грушевидными кубоватыми завершениями. Такие покрытия в то время (вторая половина 17 века) очень часто использовались в церковном зодчестве на Украине. Но ни в одном российском монастыре или кремле башен с таким покрытием больше нет. Более того, и в самом Ростове башни раньше имели обычные конусные крыши. Другое дело, что все эти кровли были достаточно поздними. А на рисунках 18 века покрытия были грушевидными.
После страшного урагана 1953 года все обветшавшие уже к этому времени крыши монастыря нуждались в ремонте. Были выделены деньги. Тут у реставраторов и возникла идея, сделать покрытия башен, как на рисунках 18 века. Хотя всем остальным постройкам кремля постарались вернуть изначальный вид, то есть - конца 17 века. Было обоснованное мнение, что грушевидные кровли появились в 18 веке, после пожара. И в следующем пожаре погибли. Но кубоватые купола смотрелись, безусловно, интереснее, чем банальные конуса. Поэтому сделали их. За что руководителей работ Баниге и Гнедовского многие ругают до сих пор. Вот статья про эту историю http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/150
Я очень люблю тщательно, по науке сделанную реставрацию, но, иногда результат стоит того, чтобы немного отойти от исторической достоверности. Тем более, в Ростове это было сделано не на пустом месте. Просто, был воссоздан облик частично 17, частично 18 века. Получился очень красивый и запоминающийся ансамбль.
Мы привыкли, что Красную площадь в Москве украшает расписной храм Василия Блаженного. Но изначально он весь был белым. И фасонные гранёные купола на нём появились только в конце 17 века. Изначально главки были шлемовидные, а стены побеленные, чисто белые. Но, никому уже не придёт в голову забеливать его стены и сбивать разноцветные луковичные главы. Архитектурный памятник живёт, меняется - и не всегда в худшую сторону. Надо очень осторожно, взвешенно относиться к возврату изначального исторического облика. Если поздние варианты более интересны, красивы - может имеет смысл возвращаться иногда к ним, а не к самому началу. Именно красота является основным критерием при создании значительных построек. Так давайте и рассматривать их, в том числе, и с этой стороны.

Это собор валдайского Иверского монастыря (фотки не мои - из Инета). На верхних фотографиях - его нынешний вид. На нижних - после реставрации в конце 70-х - начале 80-х. Я не знаю, какой из этих видов более соответсвует изначальному оформлению собора в середине 17 века. Но мне больше нравится прежний вариант - с белой жестью. Без красных прорисовок контуров архитектурного оформления. Вряд ли в 17 веке была оцинкованная жесть. Но с нею собор смотрится гораздо легче, воздушнее, возвышеннее.






Tags: Архитектура, История, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments