avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Городской автослалом советских времён.

Те, кто начинал ездить по Москве в советские времена, возможно уже многие об этом забыли. А те, кто начинал ездить в последние 10 лет, с этим особо уже и не сталкивались. Речь пойдёт о чугунных люках, которые в советские времена были для водителей настоящим бедствием. Я не знаю, насколько люк мог быть ниже или выше поверхности дороги по тогдашним ГОСТам, но на практике эти плоскости могли запросто отстоять друг от друга на 10 сантиметров.


Связано это было с ленью дорожников.  Если люк на 5 сантиметров был заглублён в асфальт, они, не моргнув глазом, докладывали сверху 3 сантиметра асфальта – и люк проваливался уже на 8 сантиметров. Если яма получалась слишком глубокой, люк вместе с чугунным ободом выковыривали и, наоборот, ставили как бы на постамент, так, что он возвышался над дорогой на те же 10 сантиметров. В этом случае после следующих трёх дорожных ремонтов люк мог сравняться с дорогой, а потом ещё три ремонта мог бы в неё врастать – не напрягая дорожников необходимостью с ним возиться и его выставлять. Но это была только одна половина беды.

Другой половиной было то, что большинство этих люков размещалось на дорогах. Были какие-то строительные нормы, в соответствии с которыми их размещали не на тротуарах или газонах, а именно на проезжей части – подальше от домов. Мол, в случае войны дома разбомбят и превратят в руины, но это не будет мешать доступу к подземным коммуникациям – потому что все люки предусмотрительно вынесены на середину дороги. Мы же всё время готовились к войне, поэтому о нормальной мирной жизни думать было некогда.

Количество люков просто потрясало воображение. Располагались они произвольно и непредсказуемо, зачастую на расстоянии 10-30 метров друг от друга. И не только на мелких улочках. На всех абсолютно. Всё Садовое кольцо было усыпано ими, как какими-то язвами.

Подвеска любой машины выдерживала такую езду максимум год. И были люди, которые берегли эту подвеску пуще собственной жизни. Едешь себе спокойно – и вдруг твой сосед спереди справа (или слева) резко дёргается на тебя – это он заметил показавшийся из-под идущего впереди самосвала люк. А посмотреть в зеркало у него уже не было времени. Многие вообще из-за этих люков ездили по синусоиде. Вождение машины по городу превращалось в настоящий слалом. Благо тогдашняя загрузка улиц это позволяла.

Потом, уже в новые времена, класть асфальт в 10 слоёв перестали. Технология изменилась. Стали сперва срезать фрезой старый слой, а потом на его место класть новый. И в любом случае, люки уже стараются выставлять вровень с дорогой. По-моему, это отнимает не так уж много сил и времени. И если раньше этого не делали – то только по причине крайней лени. И, главное – большинство старых люков просто закатали асфальтом. Для меня это добрая примета – значит, мы не собираемся ни с кем воевать. И ещё – научились хоть что-то делать хоть немного лучше.


Tags: Автомобили, Городское хозяйство, История, Москва, Транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments