
Ночью, когда город засыпает, просыпается мафия. Нет, не убийцы, не грабители и хулиганы, а анонимные художники, чьи лица скрыты под капюшонами и масками. Однажды утром ты ахнешь от того, что произошло с фасадом твоего дома, подпорной стеной, зданием городской администрации, электричкой, трамваем, автобусом, троллейбусом которыми ты добираешься до работы или даже с твоим любимым офисом...
Так или иначе однажды это произойдет, но что это будет? Не читаемая размашистая надпись уходящая потеками яркой краски в асфальт или же огромный впечатляющий мастерством исполнения рисунок? Будет ли это лозунгом к сохранению мира или же экстремисткой речевкой? И самое главное, что ты почувствуешь когда вчерашние серые стены города фактически на твоих глазах покроются цветными язвами? Посчитаешь ли ты «кусок», встреченный на своем пути, искусством?
Впрочем, искусство это или нет, это уголовно наказуемое деяние, а значит маленький, закрытый мирок жители которого знают друг друга в лицо. И как у всякого уважающего себя мира, у мира уличного рисунка есть свои цари и боги, один из которых сегодня любезно согласился с нами побеседовать.
«Тут бетон покроют цвета, скоро будет светать.
Пропаганда, лозунги, девизы, обрывки цитат
Стикеры продолжат выцветать, небо красит заря
Смысловой заряд и будто стены с тобой говорят.»
Проект Увечье.
Федор Вильдхарт, немецкий райтер с 30 летним стажем рисования, известный под псевдонимом CAN2, заслуженно считается граффити-легендой и фактически стоял у самых истоков движения. Не так давно Федор в очередной раз посетил Россию, побывав не только в Москве, но и в Сибири, где ему очень даже понравилось. Во время окончания этого путешествия, одному хорошему человеку удалось побеседовать с легендой и задать ему пару вопросов.
Федор, привет. Конечно же сначала о твоем визите в Россию, что это было?

Ну, это было нечто вроде культурного обмена на недельку, мы с Цебстером и ребятами, прокатились по вашей стране, порисовали с местными художниками. Я люблю Россию. Тут у вас очень круто, единственная проблема в том, что по английски мало кто говорит, иногда возникали сложности в общении.
Как приняли тебя приняли в Сибири?
Классно, в Новокузнецке нам даже выделили трамвай для того, чтобы мы его изрисовали. Люди очень интересные, все открытые, добрые, много хороших художников.
Хорошо, давай о тебе поговорим, о твоем граффити пути, как ты к этому пришел?
В 1986 я нарисовал свой первый «кусок». До этого несколько лет я в основном рисовал скетчи. Одно могу сказать, сейчас граффити отошло от хип-хоп культуры, перестало быть частью подземки. А начало моего граффити-пути, да, это были крутые времена, когда поднялось много действительно стоящих художников. Хип-хоп тогда только расцветал, были команды, конкуренция, была культура и ты был частью этой культуры, нельзя было быть просто граффитчиком, ты как минимум был еще и реппером или диджеем. А еще, в настенном творчестве тогда присутствовал ряд правил, позволяющих тебе расти день ото дня просто в геометрической прогрессии. Когда ты шел рисовать, ты четко знал, что тебе можно делать, а что нельзя. Были определенные действия из-за которых твой авторитет мог упасть.
Например?
Например керек (нарисованный персонаж) должен быть строго свой, никакого срисовывания, стиль собственный конечно, нельзя было упрощать себе работу, использовать трафареты, скотч и так далее. Сейчас этого уже нет.
Ты много горишь о тесной связи хип-хопа и граффити, насколько она для тебя важна?
Для меня связь граффити и хип-хопа неразрывна. В 1983 я начал заниматься брейк-дансом, позже пришел к граффити. Сейчас многие граффитчики не имеют отношения к хип-хоп культуре, по моему у них нет четкого понимания того, чем они занимаются. Конечно совсем не обязательно совмещать граффити и брейк-данс или рэп, но этим нужно как минимум интересоваться.
Как ты относишься к современному граффити, к стрит-арту?
К стрит-арту я нормально отношусь. А граффити стопроцентно подразумевает наличие шрифта. Если кэрэк просто нарисован отдельно, то это уже скорее стрит-арт, не граффити. Современный спрей арт уже не похож на то, чем я занимался тридцать лет назад. Из плюсов могу выделить стремление нынешнего поколения художников к необычному. Из минусов, сейчас многие работают на количество, а не на качество.
Расскажи о том, что должно нести в себе граффити, что должно обнажать перед созерцателем? Добро? Зло? Может скрытый смысл?
Красоту. Я делаю свои рисунки потому что я всей душой люблю то, что я делаю. Это мое самовыражение, мои шрифты, это мой стиль. Я ежедневно учусь, открываю для себя в этом что-то новое. Не понимаю людей которые в угоду какому-то потаенному смыслу уродуют рисунок, по моему это не правильно.
Ты стал известен благодаря качественным и ярким работам, как ты относиться к тегам и бомбам?
Я люблю их, с них начинала зарождаться культура. Тэги это круто.
Хорошо, нестандартный вопрос от почитателя твоего таланта, если бы рядом с твоим куском обычный гражданин написал бы тебе послание, такого рода:
Уважаемый, Can2! Не могли бы вы в следующий раз использовать больше синего, зеленого и красного, а вместо кэрека нарисовать сосиску которая ест сама себя.
Как бы ты это воспринял?
Крутой вопрос! Это бы по любому подняло мне настроение! Я бы прислушался.
Класс. Ну и напоследок дай дельный совет начинающим художникам.
Делайте больше скетчей, оттачивайте свое умение на бумаге. Не бойтесь на первых порах копировать и перенимать чужие стили, развивайте свой собственный почерк и привносите новые крутые идеи и изучайте истоки культуры. Мир!