Из советского школьного курса истории СССР я знал, что империалисты многих стран бросили все свои силы на удушение нарождающегося рабоче-крестьянского государства. Но большевики сумели разбить вторгшиеся в пределы страны армии полутора десятков стран и отстояли свою (то есть, народную) власть.
А потом, уже после Перестройки, я почитал Деникина, других белых генералов и историков. И оказалось, что именно жадность этих самых империалистов и спасла Советскую власть от разгрома.
Однозначно, белые получали иностранную помощь. Но помощь эта была не столь значительной, как изображали советские историки. Во-первых, после мировой войны у всех мировых держав хватало собственных проблем и прорех. Во-вторых, война не закончилась c победой Антанты над центральными державами. Победители видели перед собой рассыпающуюся Российскую империю – и каждый, вперёд других, старался подобрать какие-то крохи и с этого стола.
Белых тогда тоже сгубила жадность. Фактически они сами отказались от помощи, провозгласив своим девизом единую и неделимую Россию. Юденич в 1919-м году два раза наступал на Петроград. И взял бы его. Если бы получил полноценную помощь от эстонцев и финнов. Но тем нужна была гарантия независимости в случае прихода белых к власти.
Деникин к осени 1919 года контролировал территории с населением 42 миллиона человек. И из такого числа народа его вербовщики сумели добровольно-принудительно мобилизовать в свою армию лишь 150 тысяч человек. Но и с такой армией белым удалось подойти к Москве. Потому что и за красных (армия которых была во много раз больше) реально воевать точно так же никто не хотел.
Когда в 1920-м деникинцы стали уже выдыхаться, Советы, при попытке захватить Варшаву, потерпели там катастрофическое поражение. Поляки заняли Киев. Судьба большевистского руководства в очередной раз была на волоске. Но, оказалось, что Пилсудский заинтересован в расширении Польши (от Балтийского до Чёрного моря), но вовсе не заинтересован в падении Советов. Если к власти вернутся белые – никакого Киева полякам не видать. Придётся возвращать и Вильнюс, и многое другое. Да и саму Варшаву белые полякам отдавать как-то не рвались. Это же территория принадлежащего России Царства Польского.
Формально, под давлением Антанты, поддерживая белых, поляки за их спиной гарантировали красным, что не заинтересованы в падении их режима и не будут наступать в поддержку белых. Полякам нужны определённые территории, но свергать Советы они не намерены.
А румыны под шумок аннексировали Бессарабию. В случае падения Советов Бессарабию пришлось бы отдавать. А англичане в это время пытались прихватизировать закавказские и закаспийские территории. Французам новая ситуация отдавала в зону влияния и Польшу и Румынию – сами по себе те встать на ноги не могли. Японцы зарились на Дальний Восток и Забайкалье. Опять же – отнять их у белых никто бы им не позволил. А грабить красных зазорным не считалось. Они же узурпаторы, разбойники и совершенно нелегитимные ребята. Которых никто не признаёт.
Даже проигравшие войну немцы вели активную работу по выстраиванию своей собственной зоны влияния в Прибалтике.
Так что, по большому счёту, все за пределами России были заинтересованы в сохранении власти большевиков. Потому что именно такая ситуация позволяла без зазрения совести грабить Россию, отщипывая, где только можно, от неё по кусочку.