Но я о другом. Около двух лет назад мне в Израиле делали операцию на сердце. Шунтирование. Последние дня три перед операцией я лежал в двухместной палате с умирающим эфиопом. У него был рак лёгких. В последней стадии. Он вставал только в туалет и всё время сильно кашлял.
И вот за мной приехала каталка. Даже не знаю, зачем меня везли на каталке - я и сам мог прекрасно дойти до операционной. Но пригнали каталку, велели лечь на этот катафалк и собрались уже везти на экзекуцию. Но тут эфиоп знаком руки задержал санитара. С трудом поднялся, подошёл ко мне, взял за руку, улыбнулся и заговорил. Что именно он говорил, сказать не могу - половина речи была на иврите, половина на амхарском. Но смысл был понятен. Мол, не боись - всё будет нормально. Закончил свою речь ивритским "Ба ацлаха!" - удачи. И ещё раз улыбнулся.
Меня очень тронуло это напутствие умирающего человека. Которому осталось жить, может, неделю, может, две. И он знал об этом. Но нашёл силы улыбнуться встреченному на излёте своего пути, в общем случайному, человеку - и пожелать ему долгой жизни.