avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

"Театр на Покровке" Сергея Арцибашева. "О вреде табака..."

Оригинал взят у avderin в "Театр на Покровке" Сергея Арцибашева. "О вреде табака..."

В новостях прочитал, что умер режиссёр Сергей Арцибашев. Нашёл свою старую рецензию на его спектакль. И решил по такому поводу выставить этот пост ещё раз. Чего прежде никогда не делал.

Вчера совершенно случайно попал на спектакль «О вреде табака…» в театр на Покровке. Спектакль выстроен из чеховских одноактных водевилей «Юбилей», «Предложение», «Медведь» и его же одноактного монолога «А вреде табака». Монолог исполняет сам основатель и главреж театра Сергей Арцибашев.

Первое впечатление от этого театра был сам театр. Крошечное фойе, маленький, где-то, наверное, 10мх10м, зал. Это даже не размеры зрительного зала. Потому что разделения на сцену и зрительный зал в этом театре нет вообще. Есть единое пространство, поделенное между актёрами и зрителями. Пропорции этого деления, как я понял, могут быть различными – что позволяет усаживать в зале от приблизительно 60 до 80 зрителей. Четыре ряда стульев на четырёх ступенях. Всё прекрасно видно с любого места. Зрителей и актёров ничто не разделяет. Всё действие разворачивается в 2-5 метрах от публики.


И это совершенно иная специфика игры. Не нужен яркий грим, не нужны преувеличенные жесты. То, что по задумке автора говорится шёпотом – оно и говорится шёпотом. Не тем театральным кричащим шёпотом, который должен долететь до 21-го ряда галёрки, а самым обычным шёпотом – помещение-то маленькое, всё прекрасно слышно. И напрягать голосовые связки не надо. Можешь разговаривать, как всегда разговариваешь с соседями, женой или тёщей. Но в этом-то и сложность. Любая фальшь, любой промах с такого расстояния – как на ладони. Здесь не спрячешься ни за декорации, ни за партнёра. Тебе должен поверить зритель, который смотрит тебе в глаза иной раз с расстояния в метр. Это как в кино – когда снимают крупным планом. А здесь всё – крупным планом. И без дублей. На одном дыхании. Актёры классные, играли прекрасно. Как я понял – спектакль вообще показывают второй раз. Премьера была несколько дней назад. Сам Арцибашев – высший пилотаж. И персонаж узнаваемый (Антон Павлович рабирался в людях) и сыгран убедительно. В лучших традициях русского классического театрального реализма.

Театр государственный. Я понимаю, что ни 60, ни 80 зрителей не способны окупить спектакль, в котором задействованы 13 актёров. А ещё есть осветитель, гардеробщик, кассир, директор, уборщица… Но я однозначно понимаю, что такой заведомо дотационный театр заслужил право на существование. Эти люди много раз уже доказали, что не зря едят свой хлеб. Что их опыт важен с профессиональной точки зрения. Что он расширяет границы театра. Вчера у меня сложилось впечатление, что аудитория была в основном актёрская. Я бы  вообще каждому театральному актёру посоветовал посетить этот театр. Очень познавательно с профессиональной точки зрения.

Я прекрасно понимаю Арцибашева. С одной стороны, каждому режиссёру хочется иметь зал не на 80, а на 800 или 1 000 зрителей. Чем больше проходит народу, тем больше о тебе знают, больше пишут, больше платят… Возможно, и у Сергея Николаевича возникает порой соблазн попытаться изменить специфический статус своего театра, нарыть для него здание побольше… Но, то, что они делают – можно делать только в 100-метровом зале. На отделённой от зала большой сцене это всё придётся играть иначе. И, как ни крути, но возможность играть вот так, глядя в упор в глаза зрителей – она тоже чего-то стоит, каких-то жертв. И мало-мальски искушённый зритель – он тоже всё это понимает. И идёт в этот театр за тем, чего никогда не увидит в большом «настоящем» театре. А, учитывая высокий актёрский уровень, посмотреть вот такой спектакль – огромное удовольствие.
Tags: Персоны, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments