Знакомый моего приятеля Володи Нестьева уехал в Израиль ещё из Советского Союза. В 1972-м году. Вывозить из страны нельзя было не только золото, бриллианты и советские дензнаки, но, даже советские документы. Отбирали всё: свидетельства о рождении, паспорта, аттестаты и дипломы, наградные документы… На новом месте приходилось объяснять всем, кто ты и что из себя представляешь, уповая лишь на доброжелательность принимающей стороны. Приходилось как бы воссоздавать свою биографию практически заново.
При этом, забирая документы, всем выдавали расписки, мол, такого-то числа получены от такого-то гражданина такие-то документы…
Но, надо помнить, в какие годы всё это происходило. Шансов вернуться из Израиля в Союз было в разы меньше, чем вернуться из полёта на Луну. Поэтому люди не утруждали себя хранить эти бумажки. Их или выбрасывали с прочим мусором или держали среди всякого ненужного хлама, где они успевали безвозвратно затеряться через пару лет.
А володин знакомый был человеком очень аккуратным и педантичным. Он привык хранить всё, на чём стояла печать и подпись ответственного лица. И, оказалось – не зря.
В 1987-м году у него заболела оставшаяся в Союзе мать. И он пошёл в голландское посольство в Тель-Авиве – получать визу для полёта на родину. В то время интересы Советского Союза представляли в Израиле голландские дипломаты.
В знак подтверждения своих российских корней человек выложил перед голландцами расписку на отобранные у него 15 лет назад бумажки. Этого оказалось достаточно, чтобы ему вновь выписали советский паспорт – и он без проблем смог слетать по нему в Москву.
Кроме всего прочего, наличие гражданства позволяет, при достижении оговоренного возраста, поднять вопрос о пенсии. А это тоже, согласитесь, достаточно важный момент.