avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Потеря Москвы в 1941-м привела бы к логистической катастрофе.


Когда немцы подошли к Москве – началась зима, к которой их армия не была готова. Кроме всего прочего, зима в тот год была необыкновенно морозной и снежной. И вообще на этом направлении у обеих сторон уже иссякали ресурсы. У русских не было сил обороняться, но и у немцев не было сил наступать. Несколько дней город вообще стоял беззащитный и его можно было брать голыми руками. Но немцы этого не знали и не успели воспользоваться ситуацией.
Советское руководство было внутренне готово к потере города. Думаю в этом случае пропаганда сразу начала бы ссылаться на опыт 1812 года и цитировать Кутузова, мол, потеря Москвы – ещё не потеря России, а вот если мы потеряем армию…
Но за 130 лет много что изменилось. Появились железные дороги, от которых зависела и мобильность войск, и их снабжение, и нормальное функционирование экономики…
Достаточно посмотреть на карту России, чтобы увидеть, что все главные желез-ные дороги, словно лучи, идут из одной точки – Москвы. Сейчас уже появилось много мостиков между этими лучами, но, зачастую, и сегодня самый удобный путь в соседнюю область пролегает через Москву.
Наши историки пишут, что готовые к потере столицы советские руководители перенесли наркоматы в Куйбышев и руководили бы в этом случае войной оттуда. Но почему-то никто не говорит, что потеря Москвы повлекла бы за собой транспортную катастрофу, коллапс. Разрыв связей между различными частями страны, невозмож-ность переброски войск, захлёбывающаяся без нормального снабжения экономика…
Хорошо хоть в 1940-м было закончено восточное полукольцо, соединившее несколько железных дорог юго-восточного сектора. Но от столицы до кольца – всего какая-то сотня километров. Заняв столицу, немцы непременно постарались бы перерезать и эти транспортные артерии.
В 1942 году стороны уже понимали значение транспорта для выживания государства. Отсюда и жесточайшие бои за Сталинград. Перерезать Волгу, перерезать идущую за ней железную дорогу – в этом случае большая часть советских фронтов осталась бы без бакинской и грозненской нефти. Это была бы катастрофа.
Tags: Война, Вторая мировая, История, Москва, Политика, Транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment