avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Театр Но. С лягушками.

Мой приятель, японовед (или правильнее сказать японист?) Володя Нестьев, сообщил мне, что в иерусалимском ботаническом саду посольство Японии сегодня вечером устраивает представление традиционного японского театра Но.
В городе жара под сорок. Вечером кой-где покапал жиденький дождь, но прохладнее от этого не стало. Однако, посмотреть представление собралось не менее полутысячи людей.
Сцена располагается прямо над водной гладью пруда - проход на неё оформлен в виде мостика. Поэтому камыши на переднем плане - самые настоящие. На том берегу озера - заполненный посетителями ресторан. А далее - раскинулся город Иерусалим.



Естественно, я много раз слышал слова "Кабуки", "Но", но представление в этом жанре смотрел первый раз. Оркестр из ударных и духовых расположился на задах сцены. Все в одинаковых костюмах. На переднем плане - актёры. В Википедии прочитал, что создала театр Кабуки в 17 веке женщина. И первое время играли в нём (даже мужские роли) только женщины. Но, правившим в то время страной сёгунам показалось, что это дурно влияет на нравственность - и через несколько десятилений театр стал чисто мужским. Эти решения отразились и на актёрском составе более древнего театра Но. Хотя в предыдущие века в нём бывали и смешанные труппы - мужчин играли мужчины, женщин - женщины.
Всё в театре Но развивается страшно медленно. Вначале минут 10-15 медленной музыки - для затравки. Барабан и флейта. Потом медленно, медленно, как старые паралитики, на сцену выползают действующие лица. Сперва мужчина, потом "девушка". В кавычках - потому что она не девушка. То есть - она вообще  мужчина. И говорит грубым мужским голосом. Даже не говорит. А завывает. Медленно и долго тянет каждое слово. Мужчина отвечает ей тем же. Чтобы слушать этот диалог - в наше время надо иметь большое терпение. Или уметь получать удовольствие от каких-то нюансов, которые впервые столкнувшийся с этим искусством человек даже не замечает.



Меня хватило только на 20-минутное вступление и полчаса спектакля, который за это время успел вылиться в выход мужчины, и выход женщины. Когда женщина доползла до середины сцены - я удалился. Но народ сидел. Видимо, в Израиле есть люди, которые интересуются японской культурой и могут хоть как-то ориентироваться в происходящем. Но, никакого разочарования у меня нет. Я загодя понимал, что это не тот жанр, который можно понять и полюбить с первого раза. И шёл без надежды на удовлетворение. Просто из любопытства. В конце концов - многое в этом мире начинается именно с однажды проявленного любопытства.
Из особенностей именно данной постановки отмечу некоторые детали нетрадиционного музыкального сопровождения. В ботаническом саду живёт большая колония лягушек. Вначале, когда начинали стучать барабаны и завывать актёры, лягушки смолкали. Не знаю, была ли у них договорённость об этом с японским посольством, или просто совесть не позволяла мешать людям работать. Но потом, видимо, начав понимать внутреннюю логику представления, они начали робко подквакивать. И, наконец, освоившись, лягушки своим хором начали перекликаться с хором на сцене. Причём не хаотично и беспорядочно орать. А именно перекликаться с человеческим оркестром. То возвышая свой голос, то затухая. И даже вовсе замолкая. А ещё цикады. Переливы их стрекотания так же органично вплетались в ткань спектакля. Не удивлюсь, если вернувшись в Японию, руководство театра тут же побежит на свой местный птичий рынок - закупать сверчков и лягушек для следующего спектакля.



А это - ресторан на другом берегу пруда.

Tags: Живность, Иерусалим, Израиль, Искусство, Природа, Театр, Фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments