Российское руководство показало всем Армату. О которой прежде только говорили. Новый крутой танк, якобы, на уровне лучших мировых образцов. Не буду ничего говорить. Во-первых, я не спец в данной области. Во-вторых, слишком мало данных в открытых источниках.
Но, лично у меня сразу же возник один, достаточно очевидный вопрос. А сколько эта Армата стоит? Но, боюсь, дать ответ на этот вопрос пока не сможет никто. Говорю не о стоимости тех нескольких танков, которые должны пройти 9 мая по Красной площади. А о том, сколько может стоить эта машина при массовом производстве. Или, хотя бы какую сумму производитель обсуждал с генералами.
Просто вспоминаю, что, когда министром обороны был Анатолий Сердюков, его спросили, почему он не хочет закупать для армии танки, которые рвутся ей поставить уральцы, и он ответил, что, если танки Уралвагодзавода будут обходиться министерству обороны, как три новейших немецких Леопарда – то такое перевооружение теряет всякий смысл. Лучше уж закупить у немцев эти самые Леопарды. Которые и по тактико-техническим данным превосходят то, что за сумасшедшие деньги предлагает Уралвагонзавод.


Пишут, что в рамках масштабной программы перевооружения российская армия к 2020 году должна получить 2300 танков Т-14 (Армата). Но, если эти танки стоят, как три Леопарда… А есть ещё стоимость обслуживания.
Немецкий Тигр был самым мощным танком Второй мировой. Ни один советский или союзнический танк не мог ему противостоять один на один. Но все военные историки считают его производство большой ошибкой. Танк получился страшно сложный и дорогой. Его невозможно было ремонтировать в поле – как Т-34. Он был капризен в обслуживании. Каждый Тигр съедал количество труда, которым можно было произвести несколько достаточно эффективных, но более простых и дешёвых танков Т-4. На войне количество танков иногда (в каком-то разумном диапазоне) важнее их качества.
Наверное, надо разрабатывать новые образцы оружия. Особенно, когда и соседи их разрабатывают. Надо иметь заводы для их производства. Но на кого Россия собирается бросать две с лишним тысячи танков? Которые без использования через 8 лет устареют, а через 15 – заржавеют.