avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Правда жизни и правда искусства

Несколько лет назад по ТВ была передача о детях, сыгравших в кино какие-то заметные роли. Рассказывали, в том числе, и о «Республике ШКИД». Оказывается, режиссёр Полока решил, что благополучные дети из интеллигентных семей не смогут убедительно сыграть беспризорников и, договорившись с соответствующими инстанциями, к съёмкам фильма привлёк три сотни малолетних преступников из колоний и детдомов. На киностудии эти детки тырили всё, что им попадалось под руку. Исполнитель роли Мамочки, сыгравший потом более 60 ролей в фильмах, вспоминал вместе со своим товарищем, сыгравшим потом Петруху в Белом солнце и успевшим отсидеть несколько сроков, как они тогда продавали интуристам по 25 рублей за пару реквизитные лапти.


Но фильм получился супер.

И я вспомнил услышанную где-то историю о том, как Алексей Герман-старший снимал «Проверки на дорогах». Там есть момент, когда партизанские подрывники готовятся взорвать мост в момент прохождения по нему немецкого эшелона. И в эти же мгновения под мостом плывёт баржа с нашими военнопленными. Из-за этого подрывник не стал взрывать мост, и по этому поводу начались разборки.

Вначале показывают общий план. Под мостом проплывает баржа. На ней рядами сидит несколько сот военнопленных. Вокруг стоят или прогуливаются конвоиры с автоматами и собаками. Потом камера наезжает, и нам показывают крупным планом лица этих людей.

Герман набрал массовку, одел всех в драные гимнастёрки, посадил на пол баржи, начал снимать – и остался недоволен. Военнопленные выглядели неубедительно. Их просили сделать скорбные лица и т.д., но всё выглядело фуфловато и недостоверно.

Тогда Герман договорился с какими-то орлами из ГУИНа, чтобы ему для съёмки этой сцены дали зеков из расположенного неподалёку лагеря. И настоящих конвоиров. Уголовников одели в те же драные гимнастёрки. Конвоирам дали добытые на военных складах шмайсера. Зарядив их предварительно боевыми патронами. Всю массовку, как и положено перед любым новым мероприятием, предупредили, что шаг в сторону рассматривается, как попытка побега -- с последующим огнём на поражение.

И подконвойные, и конвоиры, и даже их собаки выглядели в этой сцене очень достоверно и убедительно – потому что всё в ней было настоящим. И собаки, приученные по-настоящему рвать людей, и люди, приученные стрелять, и другие люди, понимающие, что и в автоматах и в пулемёте на капитанском мостике вовсе не холостые патроны.

Вид у всех этих военнопленных был реально пришибленный, траченный жизнью и затравленный. И даже то, что массовка была разновозрастная, придавало ей дополнительную достоверность. Во время войны в армию берут не только молодых и здоровых, но и старых, и больных.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments