В еврейской традиции запрещено выбрасывать вместе с мусором любые тексты, где упоминается Тора. Так поступают и с рукописями, и с обветшавшими, пришедшими в негодность книгами. И даже с номерами многочисленных религиозных журналов. В старые времена во многих общинах вообще нельзя было выбрасывать никаких текстов. Потому что сами буквы языка, на котором написана Тора, как бы имели сакральное культовое значение. Сохранялись и личные письма, и записки и расписки…
До сих пор религиозные евреи относят бумажки в синагогу и складируют в специальный контейнер. К контейнеру обычно приварена копилка. Куда, в зависимости от количества макулатуры, бросают несколько монеток. Когда контейнер заполнится, бумаги из него захоронят в специальный чулан, подвал при синагоге или даже отвезут на еврейское кладбище. Потратив на это деньги из копилки. Такое захоронение называется гениза.
Иногда учёным удаётся получить доступ к генизам, где за много веков были накоплены десятки и сотни тысяч текстов. Самая знаменитая из подобных гениз – Каирская. Четверть миллионов текстов в ней собирались тысячу лет с 9 по 19 век. В конце 19 века информация об этом хранилище попала в научные круги – и библиотеку растащили для изучения по крупнейшим научным центрам мира. Переварить такое обилие информации не получилось даже за полтораста лет. До сих пор по этим материалам выходят монографии, пишутся статьи и диссертации.
Кстати, те записки с обращениями к богу, которые туристы заталкивают в щели между каменными блоками в иерусалимской Стене Плача, точно так же подлежат вечному хранению. И историки третьего тысячелетия смогут узнать по ним, о чём мечтали и чего хотели их пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра…
Евреи не оставят без работы археологов будущего.
-
Об организации здравоохранения. Часть I.
Пару недель назад, в разгар московских снегопадов и морозов, моя когдатошняя одноклассница сломала ногу. Звонит мне утром из больницы, куда доставила…
-
Почти шпион.
Много лет назад, ещё в конце 1980-х, я как-то сдал свою машину в ремонт на несколько дней. В это время мой товарищ куда-то улетал – и оставил мне…
-
Я никогда не делал уроки дома.
Ну, может, только в первом классе. Потом я приспособился делать их на перемене. Или на уроке. Пока кто-то что-то мямлит около доски – я на…
- Post a new comment
- 0 comments
- Post a new comment
- 0 comments