Что можно рассказать про очередь родившимся ещё в Советском Союзе россиянам. Ведь они успели провести в очередях столько времени, что, казалось бы, ничего нового им про этот жанр времяпровождения уже не расскажешь.
Но, вот, вчера я зашёл в Иерусалиме в аптеку в большой поликлинике напротив рынка Махане-Йегуда. При входе стоит автомат: нажимаешь на кнопку – оттуда выскакивает талончик с номерком.
В зале – ряды кресел. Как в маленьком кинозале. Садишься и следишь за ситуацией. На большом экране отражаются номера касс и номера талонов, обладателей который приглашают к ним подойти. По ту сторону длинного прилавка оборудовано, кажется, семь рабочих мест. Но вчера работало пять провизоров. Протягиваешь рецепт, его сканируют, находят в выдвижных ящиках вдоль стен нужные лекарства. Принтер распечатывает наклеиваемую на коробку инструкцию врача: сколько таблеток сколько раз в день… Компьютер складывает цены, вычитает предоставляемые страховой компанией скидки. Сразу скажу, что месячный комплект лекарств в Израиле мне обходится вдвое дешевле, чем в Москве. Здесь большая часть стоимости покрывается страховкой. Для этого надо только дать провизору пластиковую страховую карточку. Компьютер её отсканирует – и скорректирует сумму. Правда, определённые страховщики привязаны к определённым аптекам. В других аптеках лекарство продадут, но скидки не будет.
Вот такая обычная для Израиля система очередей: автомат с талонами и табло, где высвечивается номер талона и номер обслуживающей его стойки. В маленьких аптеках этого, естественно, нет. Там всё происходит почти так же, как в России. Хотя рецепты всё равно считывают сканером. Они просто под этот сканер делаются.
В больших аптеках сети Супер-фарм, кроме рецептурного отдела, есть ещё большой зал с безрецептными товарами: витамины, подгузники, шампуни, зубные пасты и щётки…
Но там тоже есть номерки. Берёшь его – и не стоишь в хвосте, а бродишь по залу. Слушая, пока выкрикнут номер перед тобой. Тогда уже идёшь к провизорской стойке. Удобно. Тем, что человек за время своего стояния может между делом затариться ещё чем-то. Помню, в СССР эту проблему (возможность куда-то отойти) иногда решали, выводя шариковой ручкой на ладони каждого очередника его личный номер в данной очереди.