Один мужик сказал мне, что американского лётчика Пауэрса сбили в 1960-м году не ракетой земля-воздух, как нам всё время рассказывали, а межконтинентальной баллистической. А потом это очень тщательно скрывали.
Пауэрс и его коллеги летали над СССР много раз и совершенно свободно. У-2 имел высотный потолок более 20 км. И его не могли достать ни советские истребители, ни советские зенитные ракеты. Тогда было принято решение взять межконтинентальную ракету и вместо ядерной боеголовки оснастить её большим грузом взрывчатки.
Когда появился тот У-2, на перехват сперва вылетели истребители. Но они не смогли подняться так же высоко, как самолёт-разведчик. А ракетчики, не предупреждённые лётчиками, приняли советский истребитель за американца и, обрадовавшись, что он летит в пределах их досягаемости, выпустили ракету. Так своей ракетой сбили свой же самолёт.
Но далее самолётом занимались уже не зенитчики, а люди из ракетных войск стратегического назначения. Их ракету невозможно точно вывести на самолёт – она предназначена для другого. Но, приблизив, насколько можно её к У-2, ракету взорвали. И мощный взрыв ударной волной смял летящий на приличном расстоянии от него самолёт (возможно даже -- в радиусе 1-2 км).
Это было 1 мая. Стоящему в том момент на трибуне Мавзолея Хрущёву доложили об этом. Никита Сергеевич был страшно рад и горд. Всему миру было продемонстрировано, что у нас есть зенитные ракеты, способные достать любой самолёт.
Американцы были вынуждены свернуть программу разведывательных полётов. Они знали, что в Союзе работают над высотной зенитной ракетой, но, по их данным, до завершения этого проекта было ещё далеко. И они были страшно удивлены.
Только, если верить этой информации, ракета была вовсе не зенитной. Но наши это тщательно скрывали. Блефуя перед американцами – и вынудив их таким образом отказаться от полётов. При этом даже сам Пауэрс, возможно, не представлял, как именно его сбили. Субъективные ощущения человека в подобной ситуации очень хорошо отражены в «Бриллиантовой руке»: Шёл, поскользнулся... Очнулся – гипс.
Допускаю даже, что межконтинентальная ракета стоила в разы больше, чем подбитый ею самолёт. Но всё равно – игра стоила свеч и выигрыш всё окупал. Если всё было так -- это была очень эффективная операция по дезинформации потенциального противника. Его удалось убедить, что у нас есть оружие, которого на самом деле у нас ещё не было.