Есть очень простой тест. Когда школьников просят перечислить самые могущественные и многолюдные державы. Учитывая средний уровень познаний хоть американского, хоть российского, хоть французского… старшеклассника, они в первые ряды всегда ставят те страны, чьи товары постоянно видят в магазинах. Скажем, Япония в их глазах – одна из самых больших стран мира – иначе, как она может производить столько электроники. Зато Индия – маленькая и малолюдная. Потому что, кроме ароматических палочек в сувенирных лавках, ничего не производит. И российских товаров в супермаркетах тоже нет.
Читал про подобный опрос в какой-то африканской стране. Все школьники там знают, что на свете есть Америка – из которой везут автомашины, самолёты, джинсы, жевательную резинку… Все знают про Японию и Китай. Потому что на глаза постоянно попадаются надписи «Мэйд ин Джапн» и «Мэйд ин Чайна». А вот про Кубу, Андорру, Лихтенштейн и Россию добрая треть школьников никогда не слышала. Или, возможно, слышала, но как-то не запомнила – что и такие страны есть на свете. Логика простая: если есть страна – она что-то должна производить.