avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

Музыкант – товар штучный.

Недавно я попал на годовой итоговый концерт учеников педагога фортепиано Аси Ямпольской. Ася закончила Одесскую консерваторию ещё в советские времена, преподавала в Киеве, а ныне живет в Иерусалиме. Занимается со студентами, школьниками и даже дошкольниками в Иерусалимской Консерватории при Академии музыки и танца.
Чем раньше одарённый ребёнок попадёт к хорошему преподавателю, тем быстрее и вернее раскроется его дарование.

Ася со своим классом.

IMG_1987_resize

От исполнителей разного возраста преподаватель требует совершенно разных вещей. Если малышата играют без ошибок и выдерживает ритм, темп - это уже замечательно. От взрослого же исполнителя требуется личное, эмоциональное осмысление музыкального текста. А беглость рук не всегда автоматически к этому приводит. И вундеркинды-солисты, в ранние годы поражающие публику виртуозностью игры, подрастая, зачастую становятся заурядными музыкантами.
Поэтому умение педагога работать с учениками разных возрастов меня всегда несколько поражало. Слишком много специфики в каждом возрасте. Или это мне со стороны кажется? На асином концерте играли ученики от 5 до 26 лет. Кроме самых маленьких, каждый, чтобы, так сказать, показать своё мастерство, исполнял 2-3-4 разнохарактерных вещи.
В отличии от большинства преподавателей, педагог инструментальный работает не с классом, а с каждым учеником в отдельности. Это не аудитория, в которую ты бросаешь идеи, а студенты должны их ловить. Поймал – не поймал, его личное дело… Здесь ты сразу видишь результаты своей работы. Или видишь их отсутствие. А ученики очень разные. К каждому нужен личный, индивидуальный подход.
Перед концертом я ещё успел побывать на репетиции. Здесь вот эта педагогическая гибкость, умение переключиться с одного ученика на другого – сразу бросается в глаза.
И ещё – при такой поштучной работе с людьми, особенно маленькими людьми – их непременно надо любить. Каждого в отдельности. Каждого по-своему. Надо выстраивать со всеми какие-то особые отношения. Без этого контакта не будет. О каждом из своих учеников Ася может рассказывать очень долго. Об их семьях, привязанностях, особенностях характера…
Есть древнегреческая легенда о Пигмалионе. Скульпторе, который так вложился в мраморную статую, что она ожила от его любви, от его страсти. Видимо, профессия музыкального педагога требует от каждого быть немного Пигмалионом.
На следующий день звоню Асе по каким-то делам. И узнаю, что она всю ночь не могла заснуть – анализировала вчерашний концерт. Вспоминала, где кто ошибся, что нужно в ближайшее время доработать и т.д. На концерте не раздавали призовых мест, не вручали премий, но настоящий артист чувствует ответственность, волнуется, переживает, даже если играет для одного зрителя. Для него не бывает концертов второго сорта. Когда можно отыграться как-нибудь. А если в зале собралась по-настоящему взыскательная заинтересованная аудитория: родители, коллеги...
Интересно, а вечер перед концертом… Учитывая дневную занятость, подозреваю, что он ушел у Аси на выпечку огромного торта, который все с удовольствием размели в антракте.
Tags: Дети, Иерусалим, Израиль, Музыка, Персоны, Учёба, Фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments