avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Category:

Выставка Вениамина Клецеля.

В Иерусалимской русской библиотеке, в Шук-каньоне на Агриппас, работает выставка Вениамина Клецеля. Родился ещё до войны в Украине, учился в  эвакуации в Средней Азии, служил в Советской Армии, снова вернулся в Узбекистан. Получил там художественное образование. Потом много лет жил в Поволжье -- жена была солисткой самарской оперы. Сейчас живёт в Иерусалиме. Есть люди, которые везде чувствуют себя лишними. Есть люди, которые всегда на месте. О всех местах, где ему довелось жить или просто бывать, у Вениамина остались самые хорошие воспоминания. Любую землю, любую природу он пишет с любовью. С большой теплотой отзывается и о Поволжье, и о Средней Азии, и об Украине. Иврит знает плохо -- художник обречён в своей мастерской на одиночество, говорить особо некогда и не с кем. Но и земля Иерусалима сразу стала для него родной: дала темы и мотивы для новой эпохи в его творчестве.

IMG_0723_resize

Клецель работает каждый день -- не дожидаясь, когда с неба накатит вдохновение, едет утром в мастерскую. Даже когда и просто встать с постели бывает трудно -- напоминают о себе годы.
Но, взяв в руки кисть, забывает и о болезнях, и о проблемах, чтобы с головой погрузиться в самим же выдуманный мир, наполняя его всё новыми и новыми персонажами. Лично мне среди работ Вениамина больше всего нравятся портреты. Все его персонажи индивидуальны, очень узнаваемы -- хоть в паспорт вклеивай.

IMG_0716_resize

Но, Вениамин редко работает с натуры. И его пейзажи, и его натюрморты, и даже его портреты -- они обычно из головы. Иногда это лица совершенно конкретных людей -- и естественно, они не могут далеко отходить от оригинала. Но часто -- это собирательные образы. Как у гоголевской невесты: когда нос одного совмещается с ушами другого и усами третьего.

IMG_0712_resize

Так же Вениамин пишет и пейзажи. Скажем, вот типичный вид Нахлаота. Но только в Нахлаоте вы такого вида можете и не найти. Создавая композицию, Вениамин может какое-то здание "сократить", "убрать, а какое-то, наоборот, передвинуть "в кадр" с другого конца улицы. Вот такой он затейник. Век у художника дольше, чем у балерины. Но тоже -- в 82 года мало кому удаётся сохранить твёрдость руки, ясность взгляда и главное -- живую яркость мысли. Чтобы написать картину -- надо её придумать. Именно это -- самое сложное и самое главное. Если голова способна выдавать интересные идеи -- всё остальное приложится. Обычно художник с возрастом деградирует. Вениамин поражает меня своим творческим долголетием. Он меняется. Картины становятся иными. Но хуже с годами не становятся. Просто другие. Иногда даже очень другие. Другие темы, подходы, материалы... Раньше, например, работал маслом, теперь только акрилом. Запах масла стал в последние годы затруднять дыхание.

IMG_0713_resize

Мир местечкового еврейства, с которым Вениамин столкнулся в раннем детстве -- стал с приездом в Израиль одним из основных в его творчестве. Это не дань конъюнктуре. Видно, это всё сидело где-то в глубине ещё с советских времён. Но тогда было не востребовано. Иерусалим пробудил старые детские воспоминания.

IMG_0714_resize

Портрет человека с собакой. У человека почти нет лица. И всё равно это именно портрет. И хороший портрет!

IMG_0715_resize

Церковь в Бельгии.

IMG_0721_resize

P.S. Много и продуктивно работая, Клецель на этой выставке решил показать работы даже не последнего года, а нескольких последних месяцев. Из более старого в зале можно увидеть только несколько полотен.
Tags: Выставки, Иерусалим, Израиль, Искусство, Персоны, Фотографии, Художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments