avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Category:

Про советскую мацу.

В Израиле в пасхальную неделю (она заканчивается как раз сегодня) запрещено есть хамец – изделия из заквашенного теста. Хлебобулочные изделия исчезают с прилавков большинства магазинов. Вместо них продаётся маца – плоские перфорированные лепёшки из смешанной с водой муки. Чтобы тесто не успело забродить, всю процедуру по изготовлению мацы нужно уложить в 18 минут. Откуда взялись 18, а не 17 или 19 минут? Собрались однажды раввины и порешили, что бог хочет, чтобы было именно 18 минут. В конце концов, в любой религии для того и существует священство, чтобы решать, чего хочет бог. Как всякое живое существо, бог сегодня может хотеть одного, а завтра – совсем другого. Тогда соберутся раввины и примут новое, более удобное для них в новых условиях, решение. Здесь иудаизм ничем не отличается от любой другой религии.
Но, вернёмся к маце. В Советском Союзе евреев было много. А вот мацы мало. Её искореняли. Как религиозный пережиток.
За прошедшую неделю я побывал в Иерусалиме в нескольких религиозных семьях выходцев из СССР. Все образованные, много читающие, или много читавшие прежде, люди. Все с детства имели о маце представление хотя бы из русской художественной литературы. Спрашивал присутствующих, когда они увидели и попробовали мацу живьём. Оказалось, в большинстве – уже взрослыми. Лишь у одного моего собеседника, Лазаря, 1939 года рождения, мацу всегда, не прерывая традиций, делала его мама.
У меня всегда было много друзей-евреев, но к специфически еврейским, религиозным или сионистским, тусовкам никто из них никакого отношения не имел.
Я мацу впервые попробовал в доме своей одноклассницы Ленки – уже когда в середине 1970-х заканчивал школу. Купленная в московской хоральной синагоге стопка мацы была аккуратно завёрнута в бумагу с синагогальными печатями. Ленкина мама рассказала мне, что мацу можно есть так, можно крошить в бульон и даже, пропустив через мясорубку, превратить в мацовую муку, из которой потом тоже можно что-то готовить. Из обычной муки в пасхальную неделю делать ничего нельзя, а из мацовой – можно.
Потом я узнал, что маца продаётся не просто так, а по предварительной записи. В списке надо указать имя-фамилию и номер телефона. Иногда даже требовали показать паспорт – якобы, для того, чтобы никто не забрал чужую мацу. Естественно, нередко (а возможно – почти всегда) эти списки попадали в КГБ. Поедание мацы рассматривалось властями как признак неблагонадёжности.
Мой уже здешний, израильский, знакомый Павел был в советской Одессе секретарём факультетской комсомольской организации. Однажды перед Песахом зашёл в синагогу и, повезло, купил там мацы. Без записей, без паспорта – видимо, остались какие-то излишки. Никому об этом не говорил, никому мацу не показывал, но на следующий день его вызвали в партком института и спросили, зачем он ходил в синагогу и зачем покупал мацу. Сказал, что для бабушки. Это было чистой правдой. Ну, если для бабушки… Козе понятно, что вычислили его компетентные органы именно через синагогу – и дали парткому команду разобраться. Видимо, приходящие за мацой фотографировались из соседних домов, идентифицировались и т.д. Вот такое у нас было государство.
Павел родом из Херсона. Его отец, Лазарь, рассказывал, что даже в начале 1960-х в Херсоне каждую весну продавали мацу в овощных киосках. Почему в овощных, а не в хлебных? Потому что маца не должна лежать рядом с обычным хлебом – это хамец. И вот, городской хлебокомбинат «Червоний харчовнік» (Красный пищевик) спокойно себе выпекал мацу на радость местным евреям. Причём делалось это даже с соблюдением каких-то религиозных требований. И бригаду подбирали из одних евреев. То есть маца «Красного пищевика» была почти кошерной (полной кошерности в советских условиях добиться было просто нереально). Евреи об этом знали, им говорили об этом в синагогах – и они приезжали за нею в Херсон изо всех окрестных городов. Естественно, покупали её не только евреи, но и местные русские, украинцы… – из любопытства или вместо крекеров к чаю. Потом маца исчезла. Возможно, это было после Шестидневной войны в 1967 году – тогда, после катастрофического поражения вооружённых советским оружием арабов, в стране начался очередной виток борьбы с «сионизмом» – то есть со всем, что имело хоть какое-то отношение к еврейству или иудаизму.
Tags: Иудаизм, Праздники, Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments