avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Павел Корин. Этюд по психологии творчества.

Летел в Москву – думал, буду ходить там по выставкам. Но, оказалось, что после операции на сердце сил у меня не так уж много. Кое-что конечно, посмотрел, но, в лучшем случае, треть того, что хотел.

Жаль, что не добрался до выставки в ГКГ, посвященной картине Павла Корина "Реквием. Русь уходящая". Это огромный групповой портрет иерархов и подвижников Русской православной церкви. Корин был родом из Палеха, из семьи иконописцев, сам начинал с икон – всех этих людей поэтому знал лично и набросочные портреты писал с натуры.

Думаю, я видел значительную часть представленного – не помню, в каком году, видимо, в юбилейном для художника 1992-м (100 лет со дня рождения) в Третьяковке была его большая выставка.

Один из вариантов картины, над которой художник работал несколько десятилетий и которую считал своей главной работой.


0korin_eskiz_uhodyasch_Rus_resize

На выставке, кроме окончательных вариантов известных всем по репродукциям в журналах работ были представлены ещё и наброски, эскизы к ним. Корин – в советском искусстве – фигура грандиозная. Это на самом деле великий художник. Тем неожиданнее было видеть его эскизы. Которые производили откровенно странное впечатление. Чем? Своей беспомощностью.

Сколько авторов – столько и технологий творчества. Кстати, есть совершенно замечательная, посвящённая психологии творчества, книга польского автора Яна Парандовского «Алхимия слова». Рекомендую, кого интересует этот вопрос.

Обычно талантливый автор уже в первых набросках показывает свой талант. Который не спрячешь и не пропьёшь. Потом делается следующий набросок – где этот талант выражен ещё ярче. Потом идёт доработка, шлифовка картинки – в результате которой и получается шедевр.

Есть ещё категория авторов. Они всё делают в голове. Но общая схема – приблизительно та же. Только без бумаги. Человек ходит – и строит, перестраивает, исправляет всё в голове. Потом подходит к холсту – и с первого захода выдаёт шедевр.

У Корина первые наброски зачастую корявы и неинтересны. Потом он делает второй, третий, четвёртый… вариант – а заканчивается всё просто грандиозной монументальной работой. Даже если она меньше метра по бОльшей стороне. Такое ощущение, что в каждой своей работе автору заново приходится проделывать путь от заурядного подмастерья к большому мастеру.

Tags: Искусство, Персоны, Россия, Художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments