Заранее извиняюсь перед представителями секс-меньшинств – потому что имею в виду вовсе не его сексуальную ориентацию. Она-то как раз меня мало волнует.
Мне как-то довелось читать его переписку с Надеждой Филаретовной фон Мекк. Эта женщина фактически содержала его в течение ряда лет. Они не были любовниками. Они даже ни разу не виделись. Она была поклонницей его творчества и платила ему как бы стипендию – 6 000 рублей в год. Это было больше, чем он зарабатывал профессорством в Московской консерватории. И позволило композитору, оставив службу, сосредоточиться на творчестве. Если бы не Надежда Филаретовна, вынужденный зарабатывать на жизнь Чайковский не написал бы многих своих шедевров. Потом Пётр Ильич стал получать ещё и императорскую пенсию в 3 000 рублей. И солидные гонорары за исполнение своих вещей и отчисления с проданных нот.
Несмотря на изменившуюся ситуацию, женщина продолжала аккуратно перечислять композитору его 6 000.
В 1890-м году семейство фон Мекков разорилось. На них повисли большие долги и Надежда Филаретовна, с трудом наскребая деньги на собственное житьё бытьё, уже не могла заниматься благотворительностью. Кстати, у неё на тот момент было 11 взрослых детей (ещё 7 умерли). Думаю, были внуки – и нахлебников хватало даже без великовозрастного Пети Чайковского.
Но именно Петя обиделся больше всех. Вот, делай, что хочешь, но мои 6 000 мне вынь, да положь. Никакие увещевания немолодой женщины, которая, в общем-то ему ничем не была обязана, не помогали. Гений слал ей откровенно оскорбительные письма, требуя денег. Дошло до того, что Надежда Филаретовна прислала ему список своих доходов-расходов, объясняя, что сама живёт на деньги, в разы меньшие, чем зарабатывает в данный момент Чайковский. Потому что его годовые доходы уже далеко перекрыли те 6 000.
13 лет у них была обширная переписка, можно сказать, настоящая большая дружба. Но, как только у женщины кончились деньги, закончилась и дружба. На её место пришла неприязнь, чуть ли не ненависть. Дружить забесплатно, просто так, Пётр Ильич не хотел.
Они умерли почти одновременно: он, внезапно, в конце 1893-го, она, тяжело болея, через два месяца, в начале 1894-го. За эти три года (после прекращения выплат) он не написал ей ни одного письма.
Ведь если взять русских композиторов, то все они были дворяне - обеспеченные люди. И могли себе позволить заниматься искусством. Были меценаты, жертвующие на культуру, разбирающиеся в ней и болеющие душой за это дело.
В советское время композиторы тоже подпитку получали материальную все же. У государства были какие-то идеологические задачи.
А сейчас труд композиторов очень мало востребован, даже по сравнению с остальными видами музыкальной деятельности.
Самоокупаемость? Это невозможно. Бизнес и искусство вещи несовместимые. Широким массам искусство не нужно. Им вполне хватит "владимирского централа".
Если пускать на самотек процесс, то будет логичное умирание. В развитом государстве искусство должно быть дотационным, как социальные дела - больницы, школы и др. Т.е. насаждаться сверху.
Хотя я опасаюсь, что в те времена не было такого слова как "спонсор". И ведь, что забавно, спонсоры были, а слова не было. Это уже безобразие.
Edited at 2014-01-17 08:26 am (UTC)
Назавтра - спасибо.
На третий день я пойду к врачу и не успею купить и приготовить - мама, где обед? (недовольным голосом)... :)
Тот самый случай. Примерно, конечно.
Edited at 2014-01-13 08:35 am (UTC)
А у вас это 100% инфа?
Edited at 2014-01-14 08:19 am (UTC)
Edited at 2014-01-17 04:06 am (UTC)