Там есть два эпизода, очень неожиданных для выросшего в советской стране человека. Кариус рассказывает, как два раза отказывался выполнять приказы двух разных генералов. Оба раза заявив, что не будет выполнять некомпетентных идиотских распоряжений, а если будут настаивать – он обратится к вышестоящему руководству.
Вы можете представить себе подобное в Советской армии? Его бы просто застрелили на месте. В скольких мемуарах мне попадались упоминания о бессмысленных атаках, в которые гнали солдат перепившиеся полковники или генералы – и ни разу я не встречал упоминаний, чтобы их за это наказали. Ну, разве что в «Цитадели» у Никиты Михалкова генерала за такое сняли с занимаемой должности. Но в кино можно пофантазировать.
В немецкой армии застрелить солдата или офицера было не так-то просто. Его можно было отдать под трибунал. А трибунал подчинялся совсем другим генералам – и мог действительно поднять вопрос о компетентности отдающего приказы лица. Поэтому генералы не лезли в бутылку, а быстро шли на попятную перед старшим лейтенантом. Правда, и старший лейтенант был не первый попавшийся, а известный. Что его здорово выручало.
В каждом втором советском фильме о войне мы видим размахивающего наганом перед лицом у подчинённого командира или комиссара, вопящего дурным голосом, что он сейчас застрелит его, как паршивую собаку. И действительно стреляли. Мне как-то попались в сети материалы о бессудных расстрелах по одному только войсковому соединению. Цифры зашкаливающие. За всю войну собственными отцами-командирами были убиты многие десятки, а то и сотни, тысяч бойцов. Вот такая была армия. И вот такие в ней были порядки.