Помню, лет 30 назад я обратился с совершенно пустяковым вопросом к заместителю директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ). Я был человек с улицы, поэтому был одинаково готов, что мне скажут «да» (вопрос копеечный, достаточно было отдать соответствующее распоряжение секретарше – и всё было бы решено за полминуты). Так же спокойно мне могли сказать и «нет» (типа, а кто ты такой, чтобы идти тебе навстречу?). Но ответ руководителя огромного коллектива, с кучей докторов, профессоров, известных учёных-искусствоведов… потряс меня до глубины… не знаю даже, чего.
Мне сказали, что без Ирины Александровны у нас ничего не решается. А Ирина Александровна в отпуске, а я всего лишь временно исполняю обязанности… Приходите через месяц.
Интересно, как можно исполнять обязанности, боясь что бы то ни было решать? И вообще, за что в данной ситуации человеку платят зарплату?
Лично я всегда старался подбирать замов, которые меня хоть как-то разгрузят. А иначе – зачем они нужны?
Но, всё равно, Ирина Александровна Антонова – удивительный человек. Ей уже 90 лет. Мне было 4 года, когда она в 1961 году стала директором музея. Я успел вырасти, состариться, наплодить детей, обзавестись кучей внучек – а она по-прежнему рулила ГМИИ. Только неделю назад ушла в отставку с поста директора. На специально для неё созданный пост президента музея. Дай ей бог здоровья и многих лет. Но вот зачем человеку зам, который ничего не может решать – я этого до сих пор понять не могу.