Меня удивляет, что пытаясь завоевать Россию, Наполеон не имел никакой программы сотрудничества с местным населением. Именно это, как мне кажется, и привело к такому сокрушительному разгрому его Великой армии. Из более, чем полумиллиона, солдат домой сумели вернуться лишь несколько десятков тысяч человек.
Он сумел что-то предложить итальянцам, полякам, немцам… и даже швейцарцам – поэтому там нашлись люди, которые его за это поддержали.
В Германии он воевал с одними немцами, опираясь на других. В Польше тоже не все его поддерживали. Но большинство. Везде он умел находить союзников. В России у него союзников не было. Все были врагами.
А ведь можно было предложить крепостным крестьянам – свободу, буржуазии – политические права, мусульманам и иудеям – обещать уравнять их с православными... Ветренным мужьям обещать лёгкие и быстрые разводы, страдающим жёнам – большие алименты. В такой ситуации можно и нужно раздавать обещания, как это делает Жириновский перед каждыми парламентскими выборами. В этом и состоит главный талант политика – всем что-то посулить. А потом развести руками и сказать: Я обещал повернуть реки вспять? Но как вы себе это представляете? Если вы умеете их поворачивать – поворачивайте. А я просто тогда был болен, у меня была высокая температура… Я вам сейчас и справку от врача покажу. Эй, врач, выпиши справку!
Мне кажется, он просто не знал, что можно предложить русским крестьянам – не представлял их менталитета. И поэтому даже не стал этим заморачивать. А зря. Вот и проиграл.