avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Шабаш дилетантов? Или сборище гениальных самоучек?

Казалось бы, кино – это высокотехнологичная индустрия и работа в нём, кроме таланта, требует ещё и огромных специфических знаний.

Во-первых, режиссёр должен быть волевым харизматичным руководителем, способным заставить шайку богемного сброда соблюдать очень жёсткие графики работы. Потому что несоблюдение сроков ведёт иногда просто к катастрофическим убыткам.

Во-вторых, режиссёр должен обладать литературным вкусом, чтобы выбрать сценарий, и художественным вкусом, чтобы его реализовать.

В-третьих, он должен быть тонким психологом, чтобы понять, как будет воспринята та или иная сцена зрителями. Учитывая, что основная масса зрителей вовсе не является рафинированными эстетами.

В-четвёртых, режиссёр должен знать не только то, что и как можно сделать, но и каких денег что будет стоить. Это серьёзная хозяйственная работа. Конечно, на каждом фильме есть свой коммерческий директор. Но он делает то, что нужно в данный момент режиссёру.

Отсюда можно предположить, что режиссёр, перед тем, как начать работать, должен получить массу знаний, прослушав кучу лекций по психологии, экономике, съёмочной аппаратуре, гриму, спецэффектам… И именно это фундаментальное образование станет залогом его дальнейших успехов.

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим биографии ведущих мэтров современности. Естественно, Михалков имеет диплом режиссёрского факультета ВГИКа. Но, хотя Никита Сергеевич снимал когда-то очень даже неплохие фильмы, он вряд ли делает погоду в отрасли в мировом масштабе.

Вот скажем Спилберг («Индиана Джонс», «Парк юрского периода»…)… После двух провалов на вступительных экзаменах в киношколе, где ему открытым текстом объяснили, что он полная бездарь… Спилберг снял на домашнюю кинокамеру любительский короткометражный фильм, показал его профессионалам – и был в 23 года принят на «Юниверсал Пикчерс» режиссёром телесериалов. Уже через два года ему доверили снимать полный метр.

Или взять Тарантино («Криминальное чтиво», «Убить Билла»…). Который в 15 лет бросил школу. Но зато перед тем, как в 29 лет снять свой первый фильм «Бешеные псы», он много лет проработал в кинематографе. Сперва билетёром в порнокинотеатре, потом приёмщиком кассет в видеопрокате. Между делом играл эпизодические роли в сериалах, писал и пытался пристроить свои сценарии.

Его друг и соратник по многим кинопроектам Роберт Родригес («Дети шпионов», «Мачете»…) – своего рода человек-оркестр. Он сам себе режиссёр, продюсер, оператор, композитор и даже монтажёр. В 23 года на свои деньги на коленке за 7 тысяч долларов снял в Мексике фильм «Музыкант». После чего ему выделили 7 миллионов долларов на продолжение с участием звёзд. Через два года вышел «Отчаянный» с Бандеросом и Сальмой Хайек в главных ролях.

Джеймс Кэмерон – создатель Терминатора, сотворивший пару самых кассовых фильмов мирового кинематографа («Титаник» и «Аватар»). Учась на физфаке Калифорнийского университета, снял любительскую короткометражку, после чего им заинтересовались профессионалы. Закончить университет после этого уже не удалось.

И у Гая Ричи нет никакого профессионального образования. Он учился в процессе работы, образно говоря, пройдя путь от пятого помощника до самостоятельного режиссёра рекламных и музыкальных роликов. И тоже попал в большое кино, сняв на собственные деньги короткометражку и показав с её помощью нужным людям свой профессионализм.

Похожим образом складывалась кинокарьера и другого европейского режиссёра – Люка Бессона («Пятый элемент», «Артур и минипуты»…).

Кроме веры в себя, огромной работоспособности и искренней влюблённости в кино всех этих людей объединяет то, что они по-настоящему выдающиеся бизнесмены и руководители.    

В их огромных проектах бывают задействованы одновременно тысячи людей, и они не только снимают свои собственные фильмы, но и продюсируют чужие. Это вообще очень универсальные люди. Родригес, можно сказать, умеет на съёмочной площадке делать почти всё. Вплоть до написания саундтрека. Но и остальные из этого списка сами пишут сценарии, сами, когда надо, встают за камеру или монтажный столик, сами занимаются вопросами рекламы и проката.

Мы привыкли, что деньги обычно не отвечают взаимностью людям искусства. Вспомните бесконечные проигрыши Пушкина и Достоевского, мотовство Дюма и Бальзака, пьянство Джека Лондона или Сергея Есенина… Речь идёт даже не сумме заработков, а о том, насколько разумно они распоряжались заработанным. Из великих российских литераторов, наверное, только граф Лев Толстой сумел в разы приумножить своё состояние. Да и то, основные деньги ему приносила вовсе не литература. А сдаваемые в аренду огромные земельные наделы.

Тем удивительнее читать про миллиардные состояния людей, делающих по-настоящему яркое и талантливое кино. К тому же – это не какой-то единичный случай. На сегодня половина ведущих кинорежиссёров мира:

А) не имеет за плечами никакого профессионального образования

Б) совмещает режиссуру с продюсерской деятельностью (то есть – с бизнесом).

Психология творчества меняется буквально на наших глазах. Лично мне подобное изменение образа художника кажется очень интересным. Когда на место пьяниц и хронических раздолбаев приходят дисциплинированные, экономически подкованные, влюблённые в свою работу прагматики. При такой динамике очень интересно, как будет выглядеть мировой кинематограф через следующие 20-30 лет. И окажет ли влияние подобный опыт кинематографа на другие жанры искусства. Не начнут ли вслед за режиссёрами массово появляться сами себя рекламирующие и продающие живописцы, поэты, писатели…

Tags: Искусство, Кино, Люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments