avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Машина с советским характером


Я начинал ездить 30 лет назад. На Жигуле. По сравнению с другими советскими машинами  это было чудо техники будущего века. Кроме ВАЗа в СССР легковые машины выпускали ещё ЗАЗ, ГАЗ, Москвич, ЛуАЗ. Но вся их продукция даже в подмётки не годились детищу Фиата середины 60-х, давно уже к тому времени снятому в Италии с конвейера.

Все отечественные машины при трогании дико завывали и тряслись – такое ощущение, вот, сейчас она сорвётся ракетой – но сдвигалась при этом машина еле-еле, и медленно-медленно разгонялась, с трудом вписываясь в поток. Тормозили же все они долго, с сомнением, скрипя и вибрируя всеми агрегатами. 

Плюс слабое отопление, постоянный запах текущего из неплотных сочленений бензина и  конструкция кузова типа газенваген -- половина выхлопа шла в салон. Только с появлением Жигуля советский автолюбитель впервые почувствовал себя белым человеком.

В 2000-е годы начался массовый завоз иномарок, а из всего советского автопарка на улицах Москвы остались только ВАЗовские машины – все остальные куда-то исчезли. Но их вовсе не сдали на металлолом. Попав в провинцию, можно увидеть, что все они просто перекочевали туда. В дремучем захолустье до сих пор на каждом шагу попадаются и Волги, и Москвичи, и даже Запорожцы.

В Крыму, в Феодосии в 2010-м году мне довелось покататься на 212-м Москвиче. Покатушки оставили неизгладимое впечатление. Управление этой машиной больше всего напоминало диалог с компьютером.

Вот я выделяю на экране своего ноутбука кусок текста и нажимаю Дэлит (Удалить). 

-- Мужик, а ты точно хочешь удалить этот текст? -- спрашивает меня комп.

-- Да, -- отвечаю я.

-- А ты хорошо подумал?

-- Подумал! Хорошо!

-- А жалеть потом не будешь? – продолжает допрос смышлёная машина.

-- Не буду!!! – уже начинаю злиться я.

-- Точно?

-- Точно!!!!!!

-- Ну, так уж и быть, -- и мой помощник лениво выполняет распоряжение.

Точно так же вёл себя и Москвич. Я выезжаю из-за поворота и вижу перед собой асфальтоукладчик. Нажимаю на тормоз. Тормоза не реагируют. Кажется, они просто задремали. Я давлю много раз изо всех сил – и только после этого ощущаю какую-то неторопливую ответную реакцию – как будто слышу чей-то скрипучий сонный голос: Ну, что тебе?

-- Так это… Асфальтоукладчик!!!

-- И ты по этому поводу уже штаны намочил. Не переживай за него –– он крепкий. Ничего ему не будет.

-- Так я не за него. Я за нас!!!

-- И нам ничего не будет, -- устало кряхтит Москвич и, задрожав, заскрипев всеми своими членами,  останавливается в полуметре от стальной громады.

Едем дальше. Дорога впереди, как говорится в одном анекдоте, раздвояица. Одна улица влево, другая вправо, а посередине, вместо былинного камня, могучий бетонный столб. Мне надо налево. Кручу руль. Машина упрямо едет вперёд -- на столб. Ни на меня, ни на руль она почему-то не реагирует. Для полноты ощущений не хватает только дисплея с диалоговым окном: 

-- Мужик, а ты уверен в правильности своего выбора?

-- Уверен! Уверен! – хочется крикнуть мне.

-- А то, смотри… Как говорится, налево пойдёшь – от жены схлопочешь…

-- Какая жена!? Мы сейчас в столб въедем!

-- Какой ты всё-таки нервный, суетливый… Может тебе бром попить?

-- Поворачивай, сука!!!

-- Ну, ладно, ладно! Я же шучу. А ты обиделся…

На шоссе уже при 70-ти километрах машину начинало мотать во все стороны -- от обочины до обочины -- как гавно в проруби.

Любое же нажатие на газ Москвич считал извращённой формой насилия над собой -- и сопротивлялся, как мог, методом игнорирования. Словно женщина – сексуальной агрессии. Двигатель при этом начинал дико реветь -- но скорость почти не прибавлялась.

И  так: на какую кнопку ни нажмёшь, какую ручку ни повернёшь – реакция – как в очень-очень замедленном кино. 

После этого я понял, что все разработанные в нашей стране машины исчезли из крупных городов вовсе не из-за тщеславия их хозяев: мол, на таком корыте меня владельцы Бентли и Ягуаров перестанут считать за человека. Действительность проще – все детища советского автопрома откровенно неуправляемы. Ездить на них по пустым просёлочным дорогам ещё можно, но в плотном потоке – нереально.

Китайцы за несколько лет на пустом месте создали огромную экспортноориентированную автоиндустрию. Мы когда-то имели свой большой автопром – пусть даже на многие десятилетия отстающий от мирового. Теперь он загибается. С таким товаром – не удивительно. ГАЗ продолжает выпускать давно устаревшие Газели – в то время, как мировые производители успели уже много раз полностью обновить свой ассортимент. Мне, как и многим, жалко расставаться с нашими марками. Я до сих пор помню детские ощущения от езды в 21-й Волге, ЗиСе, ЗиМе. А Победа – с огромным уютным, почти двуспальным, диваном сзади… Теперь таких машин больше нет.



Tags: Автомобили, Крым, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments