avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

О качестве движков и качестве пилотов.

Во время ВОВ мой покойный тесть был инженером полка штурмовиков ИЛ-2. Не знаю, как конкретно обстояло дело с Илами -- народ говорит, что на них ставились только отечественные движки. Но тестю, возможно, где-то в другом месте, пришлось сталкиваться и с американскими двигателями. У штатовских авиадвигателей ресурс был в разы больше, чем у советских. Они поступали опломбированными, и существовало категорическое правило: вскрывать их разрешалось только при наличии внешних повреждений. Или при других обоснованных претензиях к работе. Но других претензий обычно не возникало. Тесть говорил, что американские движки работали, как часы.
Кроме безотказной работы и фантастического, по советским меркам, ресурса, они поражали советских техников ещё одной особенностью: все детали в них были взаимозаменяемы.
Я работал на авиационном заводе «Красный Октябрь» в 1970-е годы. Мы делали двигатели к истребителям. Но к этому времени и в советских самолётах взаимозаменяемость стала железным правилом.
Поэтому я удивился, узнав, что, оказывается, в довоенные и военные годы ситуация была несколько иной. Вот надо поменять в самолёте шестерёнку. Техник брал ящик с нужными железяками – одни из которых были новенькими, другие – с повреждённых и разобранных машин. И начинал подбирать, какая из них встанет в ремонтируемый агрегат. И не факт, что на место встанет первая подвернувшаяся. Иногда подходила только вторая. Иногда третья.
А у американцев, если шестерёнка предназначена для этого агрегата – значит, она без зияющих зазоров и усилий встанет на своё место – и будет работать. А если есть два двигателя с разными повреждениями – из них всегда можно собрать один рабочий. С советскими всё было сложнее. Каждую деталь приходилось подбирать и подгонять в индивидуальном порядке.
Мне сегодня трудно представить, как может работать подобный двигатель. Но – работали!
И люди летали на таких самолётах. Правда, возникает вопрос, сколько лётчиков не вернулось с заданий не из-за немецких пилотов и зенитчиков. А из-за таких вот движков.
Но военное руководство страны сделало ставку на одноразовые движки и одноразовых пилотов. Которых выпускали из лётной школы, едва научив взлетать. Японцы подобным образом готовили камикадзе. Я не помню, сколько лётных часов отводилось на подготовку пилота у нас, американцев, немцев, японцев... Причём, немцы и японцы в конце войны тоже вынуждены были сокращать программу. Но помню, что у советских пилотов этих часов обычно было в разы меньше.
Есть известный документальный фильм про асов люфтваффе. Где лучших немецких лётчиков спрашивают, в том числе, кого было легче сбивать, англо-американцев или русских. И те отвечают, что одного сбитого союзнического пилота можно смело приравнять к двум русским. Что уровень подготовки русских пилотов был очень низким. Ведь, чтобы научиться летать в боевой обстановке -- надо умудриться выжить. А выжить, не имея налётанных в тылу часов, очень и очень трудно. Отсюда, и огромные потери. Отсюда, и большое число немцев, за которыми числилось по 100-200 сбитых советских самолётов.
Tags: Война, Вторая мировая, Техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments