Category:

Есть ли жизнь без нефти?

Уверенно можно сказать: Есть!
Посмотрел беседу Сергея Алексашенко и Марка Солонина
https://www.youtube.com/watch?v=107N6bvx0-o
на тему «как и чем можно заменить российскую нефть на мировом рынке». Алексашенко говорит, что в течение нескольких месяцев это не удастся однозначно. А в более длительные сроки подобное получится только при росте цен. Выросшие цены будут стимулировать инвесторов, которые начнут вкладывать в отрасль большие деньги – и тогда можно будет быстро нарастить добычу. Добавлю, что в Штатах есть много законсервированных скважин. При нынешних ценах их использование нецелесообразно. Но, если цены вырастут…
С другой стороны, есть опыт существования огромного человеческого сообщества из многих стран без доступа к скважинам. Речь идёт о Германии и её союзниках во время Второй мировой.
Понимая, что в случае войны страна лишится импортной нефти (а своей нет), руководители Рейха ещё в мирное время за несколько лет сумели организовать масштабное производство синтетического бензина. А потом и синтетического дизеля. Всю войну немецкие самолёты, машины, танки и даже подлодки работали на произведённом из угля топливе. Были ещё поставки нефти из Румынии и Венгрии, но они восполняли только энную часть имеющихся потребностей.
В основу этой индустрии были положены американские технологии и американское оборудование. Главную роль в создании отрасли играла рокфеллеровская «Стандарт ойл». Думаю, американцы много раз потом об этом жалели.
Зимой 1944-45-го годов американская и британская авиация активно бомбили немецкие заводы по производству синтетического топлива – и, таким образом, поставив на прикол немецкую технику, создали в стране транспортный коллапс. Для фашистской Германии на завершающем этапе войны нехватка топлива стала одной из самых больших проблем.
У японцев подобной индустрии не было. И потеря нефтяных скважин в Индонезии и на оккупированных островах стала едва ли не главной причиной капитуляции страны. Ещё оставались танки, самолёты и корабли – но их уже нечем было заправлять. Возможности сопротивляться уже не было.
Что стало с немецкими заводами после войны? Их порезали на металлолом. Потому что топливо из нефти стоит дешевле, чем из угля. Германия снова получила доступ к рынку нефтепродуктов – и снова стала закупать бензин за рубежом.
Но, это, опять же, лишь вопрос цены. Если нефть подорожает очень сильно, в мире непременно возобновят производство бензина из угля. Уголь есть и в Штатах, и в Великобритании, и в Германии, и в Польше… Тем более, технологии подобного производства в больших масштабах были отработаны ещё восемьдесят с лишним лет назад.