Top.Mail.Ru
? ?

avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Flag Next Entry
Мотоцикл – это уже не про экономию.
avderin
В СССР, в годы моего детства и молодости мотоцикл покупали те, у кого не было денег на машину. А таких денег не было у подавляющего большинства. Машина была роскошью. Около многоподъездного дома с сотней квартир обычно было припарковано лишь с десяток авто.
Регулярные пробки в советской Москве в часы, когда все едут с работы и на работу, я помню только в одном месте – Орликов переулок. Иногда прорваться через Садовое получалось только с третьего-четвёртого цикла светофора.
В таёжном леспромхозе, где мы жили в начале 60-х, машин не было ни у кого. На обычной машине там и проехать-то было невозможно. Отцу, который был главным инженером, полагался полноприводный ГАЗ-69 с водилой. На такой машине ещё можно было ездить по полному бездорожью. Но ГАЗ-69 в частные руки вообще не продавался. Как и грузовики. Государство боялось, что, имея подобный транспорт, люди начнут зарабатывать на нём деньги. А деньги можно было зарабатывать только на казённой службе. Всё было под контролем.
Кстати, бензин тогда стоил 6 копеек за литр. Бутылка водки 3 рубля 62 копейки. Заправить машину было дешевле, чем напиться. На моих глазах бензин подорожал во много раз. Связано это было с тем, что, наращивая выпуск легкового транспорта, государство стало всё больше и больше продавать его в частные руки. Пока казённый бензин тратился в основном на казённые машины, это было как бы перекладыванием средств из одного кармана в другой. Но, когда появилась армия частников, государство постаралось содрать с них три шкуры не только за сами машины, но и за топливо.
Так что наши соседи гоняли по разбитым грунтовкам на мотоциклах. У кого-то они были с колясками – и тогда можно было ехать втроём или с грузом. Но перемещаться всё одно можно было только в пределах посёлка и его обжитых окрестностей. Дальше начиналось такое бездорожье, что даже полноприводный грузовой Урал-375Д порой вынужден был вытаскивать себя из грязи лебёдкой. Лес до железной дороги можно было вывозить только в ясную погоду.
Помню, как сосед привёз из города телевизор – и половина поселковых мужиков пыталась помочь заставить работать это чудо техники. Целый день надставляли одну палку другой, третьей, четвёртой… - пытаясь поднять антенну как можно выше. Но ничего, кроме мельтешащего изображения и булькающего звука добиться не получилось. До ближайшего города Абакана было 100 километров.
Сегодня же, оглянувшись вокруг, понимаешь, что мотоцикл и экономия не имеют ничего общего. Большинство мотоциклов на дороге стоят не дешевле хороших машин.
Главное при езде на работу и с неё: мотоцикл может проскочить между машин – и сократить в разы время стояния в пробках. А ещё, каждый мотоциклетный бренд – это особая субкультура. Фирмы-производители разрабатывают собственные, узнаваемые за версту, очертания шлемов, одежду, обувь… Создают собственный дизайн солнцезащитных очков, кошельков, стаканов-кружек… В общем, продажа мотоциклов сопровождается продажей ещё массы всяких аксессуаров. Езда на мотоцикле превращается в разновидность косплея, костюмированной игры. Где ты находишь единомышленников, знакомишься с кучей людей, которые испытывают к тебе симпатию и чувство солидарности уже потому, что ты ездишь на таком же мотоцикле, как и они. В общем, одни собираются в кружки вокруг веры в общего бога, а другие – потому что ездят на сошедших с одного конвейера агрегатах.
Вхождение в байкерское сообщество давно уже стало удовольствием очень не дешёвым. И место катающих своих девчонок прыщавых пацанов (как это было в эпоху дорогих машин и дешёвых мотоциклов) в нём заняли взрослые мужики с устойчивым доходом. На гольф-клуб денег ещё не хватает, но какие-то излишества они себе обычно уже могут позволить.
А, что касается машин, так у всех моих знакомых мотоциклистов они есть. И ими тоже регулярно пользуются. Сегодня мотоцикл – уже не вместо, а в придачу.