avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

Мотоцикл – это уже не про экономию.

В СССР, в годы моего детства и молодости мотоцикл покупали те, у кого не было денег на машину. А таких денег не было у подавляющего большинства. Машина была роскошью. Около многоподъездного дома с сотней квартир обычно было припарковано лишь с десяток авто.
Регулярные пробки в советской Москве в часы, когда все едут с работы и на работу, я помню только в одном месте – Орликов переулок. Иногда прорваться через Садовое получалось только с третьего-четвёртого цикла светофора.
В таёжном леспромхозе, где мы жили в начале 60-х, машин не было ни у кого. На обычной машине там и проехать-то было невозможно. Отцу, который был главным инженером, полагался полноприводный ГАЗ-69 с водилой. На такой машине ещё можно было ездить по полному бездорожью. Но ГАЗ-69 в частные руки вообще не продавался. Как и грузовики. Государство боялось, что, имея подобный транспорт, люди начнут зарабатывать на нём деньги. А деньги можно было зарабатывать только на казённой службе. Всё было под контролем.
Кстати, бензин тогда стоил 6 копеек за литр. Бутылка водки 3 рубля 62 копейки. Заправить машину было дешевле, чем напиться. На моих глазах бензин подорожал во много раз. Связано это было с тем, что, наращивая выпуск легкового транспорта, государство стало всё больше и больше продавать его в частные руки. Пока казённый бензин тратился в основном на казённые машины, это было как бы перекладыванием средств из одного кармана в другой. Но, когда появилась армия частников, государство постаралось содрать с них три шкуры не только за сами машины, но и за топливо.
Так что наши соседи гоняли по разбитым грунтовкам на мотоциклах. У кого-то они были с колясками – и тогда можно было ехать втроём или с грузом. Но перемещаться всё одно можно было только в пределах посёлка и его обжитых окрестностей. Дальше начиналось такое бездорожье, что даже полноприводный грузовой Урал-375Д порой вынужден был вытаскивать себя из грязи лебёдкой. Лес до железной дороги можно было вывозить только в ясную погоду.
Помню, как сосед привёз из города телевизор – и половина поселковых мужиков пыталась помочь заставить работать это чудо техники. Целый день надставляли одну палку другой, третьей, четвёртой… - пытаясь поднять антенну как можно выше. Но ничего, кроме мельтешащего изображения и булькающего звука добиться не получилось. До ближайшего города Абакана было 100 километров.
Сегодня же, оглянувшись вокруг, понимаешь, что мотоцикл и экономия не имеют ничего общего. Большинство мотоциклов на дороге стоят не дешевле хороших машин.
Главное при езде на работу и с неё: мотоцикл может проскочить между машин – и сократить в разы время стояния в пробках. А ещё, каждый мотоциклетный бренд – это особая субкультура. Фирмы-производители разрабатывают собственные, узнаваемые за версту, очертания шлемов, одежду, обувь… Создают собственный дизайн солнцезащитных очков, кошельков, стаканов-кружек… В общем, продажа мотоциклов сопровождается продажей ещё массы всяких аксессуаров. Езда на мотоцикле превращается в разновидность косплея, костюмированной игры. Где ты находишь единомышленников, знакомишься с кучей людей, которые испытывают к тебе симпатию и чувство солидарности уже потому, что ты ездишь на таком же мотоцикле, как и они. В общем, одни собираются в кружки вокруг веры в общего бога, а другие – потому что ездят на сошедших с одного конвейера агрегатах.
Вхождение в байкерское сообщество давно уже стало удовольствием очень не дешёвым. И место катающих своих девчонок прыщавых пацанов (как это было в эпоху дорогих машин и дешёвых мотоциклов) в нём заняли взрослые мужики с устойчивым доходом. На гольф-клуб денег ещё не хватает, но какие-то излишества они себе обычно уже могут позволить.
А, что касается машин, так у всех моих знакомых мотоциклистов они есть. И ими тоже регулярно пользуются. Сегодня мотоцикл – уже не вместо, а в придачу.
Tags: Автомобили, История, История быта, СССР, Транспорт
Subscribe

  • Об исторических оценках.

    В советских книгах и учебниках по истории оценочная часть всегда была главной. Все архивы были закрыты, фактология событий никого не интересовала…

  • Об особенностях ремонта сантехники.

    Попытался отремонтировать текущий смеситель в ванной – и, при попытке вынуть переключатель с душа на кран, сломал шток. За 15 лет он намертво…

  • Людям уже всё надоело.

    Я полтора года не был в метро. Из-за ковида. Но регулярно хожу мимо трамвайных и автобусных остановок. Пару месяцев назад больше половины людей на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments