avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

Что дальше?

Поделюсь некоторыми своими соображениями по поводу отдельных причинно-следственных связей в научно-техническом прогрессе.
19 век справедливо называли веком пара и электричества. Образно говоря, это были две главных производительных силы той эпохи. Причём, без массового внедрения всё более совершенных паровых двигателей электричество бы так и осталось лабораторной экзотикой. Но, всё более мощные и экономичные паровые котлы позволили строить на их базе большие электростанции, обеспечивавшие током дома, трамваи, фабрики…
20 век я бы назвал веком авиации и компьютера. В первой половине века основным двигателем научно-технического прогресса была, пожалуй, авиация. Для авиации создавались новые, лёгкие и прочные, материалы, системы дальней радиосвязи, велись дорогостоящие научные работы: по аэродинамике, термодинамике, материаловедению…
В конце века на первую линию вышли работы по созданию вычислительных машин. Сперва больших и медленных (но по сравнению с обычным калькулятором они были революционными машинами), потом всё более компактных и быстрых. Сейчас компьютер рассчитывает кривизну линз в окулярах и регулирует тягу в ракетных двигателях. Без вычислительных комплексов не смогли бы появиться миллионы обслуживающих людей механизмов.
Сегодня мы наблюдаем коммуникативную революцию. Рядовые люди могут почти в любой момент связаться с кем угодно, передавать друг другу видео, аудио, текстовую информацию. Передавать через горы, океаны, с одного конца Земли на другой…
И даже массовый выход на рынок электрических автомобилей произошёл благодаря развитию сотовой связи. Именно из-за мобильников их производители потратили многие миллиарды долларов на создание новых аккумуляторов. В разы легче, в разы большей ёмкости, в разы долговечнее.
А первые электромобили создавались ещё в 19-м веке. Но только появление достаточно мощных и компактных батарей позволило им конкурировать с двигателями внутреннего сгорания. Возможно, что уже к середине 21 века бензоколонками будут пользоваться только машины на крайнем севере. Если и они не перейдут на какие-то топливные элементы. В других же регионах бензоколонок не будет вообще. Не все, кто читает этот пост, доживут до конца века. А вот до середины доживёт большинство. Особенно те, кто на двадцать-тридцать лет моложе меня. Как лично я представляю себе 2050-й год?
В крупные города въезд машин с ручным управлением будет повсеместно запрещён. Только машины-роботы. Сказал, куда ехать – и она сама поедет.
Принципы открытой архитектуры, когда жёсткий диск или вентилятор можно переставить с одного компьютера на другой, станут всё более распространяться и на другие механизмы. Типа программатор или барабан будет уже делаться не для единственной модели стиральной машины, он будет подходить ко множеству моделей разных производителей. То же будет с тормозными колодками, фарами или кондиционерами для машин. Сегодняшний ремонт чего бы то ни было мало того, что стоит сумасшедших денег, так ещё очень часто приходится неделями ждать нужной запчасти.
На моих глазах многие вещи, которые ещё несколько десятилетий назад были роскошью – стали обычными и повсеместными. Сотовые телефоны, когда они появились в России, стоили с номером пять тысяч долларов. Полновесных долларов тридцатилетней давности. Минута связи – доллар. Сейчас мобильники есть у всех старшеклассников. В годы моего детства наручные часы были шикарным подарком на восемнадцатилетие. Машины были у пары семей из полусотни. Сегодня машиной уже никого не удивишь.
До сих пор роскошью остаётся собственное жильё. Ради него люди выворачивают карманы и залазят в кабалу на много лет. Хочется надеяться, что благодаря новым строительным технологиям и социальным программам (Путин не вечен – хочется надеяться, что к власти придут профессионалы) стоимость жилья будет падать – и к середине века квартира на окраине областного города (из расчёта комната на человека) будет по доступности, как сегодня автомобиль. Квартиры в центре Москвы и Питера, естественно, будут только дорожать.
Возможно, человечеству удастся решить проблему термоядерного синтеза и настроить безопасных ядерных электростанций. Если удастся снизить стоимость электроэнергии в несколько раз – можно будет перевести отопление всех домов на электричество. Это гораздо удобнее нынешнего водяного. Можно будет создавать в городах российской средней полосы огромные рекреационные центры под куполом, с вечно цветущими розами, искусственными водоёмами. Сдал на входе шубу в гардероб и сидишь в рубахе на лавочке у фонтана. Дешёвая электроэнергия может дать огромный прирост общего производства и личных доходов.
Если гиперлуп (пассажирская капсула в разреженной трубе) выйдет из области экспериментов и станет действительно массовым транспортом, то поездка на море для многих перестанет быть событием года. Можно будет ездить из Москвы в Сочи на пару выходных. Или даже просто на один день.
Скажете: дед расфантазировался. Не знаю. Могли ли вы представить себе в 1992-м году, что будете по видеосвязи звонить из электрички двоюродному брату в Нью-Йорк? По дороге ещё выяснив, что он в данный момент ходит по супермаркету и ищет себе носки…
Tags: Будущее, История, Прогресс, Техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments