Но вернёмся к рапсу. Большая его часть идёт вовсе не на пищевое масло, а на биодизель. Я уже как-то писал, что появление автомобиля за пару-тройку десятилетий привело к резкому росту производства продуктов питания и снижению риска тотального голода. До этого главным транспортом был гужевой. Огромные сельскохозяйственные площади использовались для выпаса лошадей и для выращивания фуражного овса. Распространение автомобиля привело к многократному снижению конского поголовья. Поля с овса переводили на пшеницу, а освободившиеся пастбища позволили увеличить поголовье коров.
Сегодня этот процесс повернулся вспять: из-за роста цен на нефть многие поля с производства растительной пищи для людей переводятся уже на производство топлива для автомобилей. И сокращение пищевых посевов в пользу технических неизбежно ведёт к росту цен на продукты питания.
Правда, это не единственная новая тенденция в современном сельском хозяйстве. Идёт развитие технологий так называемых вертикальных ферм. То есть, выращивание сельхозкультур на многоярусных стеллажах. Благодаря появлению энергосберегающих ламп многие теплицы для ускорения роста растений освещаются по ночам. Это значительно ускоряет процесс созревание. К тому же, имея дешёвое освещение, под теплицы можно использовать даже тёмные подвалы.
Внедрение газовых, электрических и водородных автомобилей неизбежно приведёт к сокращению потребности в нефти. И, чтобы конкурировать с новыми видами топлива, нефтяникам придётся снижать цены на свою продукцию. Бензин может начать устойчиво дешеветь через 3 года, или через 5. Но, видимо, процесс начнётся уже в ближайшее время. Тогда рапсовые поля вновь переведут на выращивания картофеля, капусты или баклажанов. Что, в свою очередь, приведёт к некоторому снижению их стоимости.
Если бы не бум электрических автомобилей, то, возможно, из-за роста цен на нефть люди бы вспомнили даже старые технологии производства синтетического бензина в Третьем рейхе. Там большая часть топлива для двигателей внутреннего сгорания производилась из угля. Потому что из-за блокады Германия не могла в достаточном количестве покупать нефть. После войны все эти заводы порезали на металлолом – просто гнать бензин и соляру из нефти проще и дешевле.