https://avderin.livejournal.com/1963314.html
«Когда Туровская, Ханютин и Ромм приступали к работе над «Обыкновенным фашизмом», они затеяли сделать монтаж самых кровожадных эпизодов немецкого кино времён Адольфа Гитлера. Каково же было изумление храбрых исследователей, когда таких эпизодов не нашлось вовсе. Пред их взором прошли десятки добрых и смешных комедий, лирических мелодрам, увлекательных исторических фильмов, но ничего, призывающего к резне и насилию. Априорное представление о кинематографе Третьей Империи как о рассаднике человеконенавистничества оказалось ошибкой».
Думаю, Ромм и его коллеги достаточно хорошо знали кинематограф Третьего рейха. Немецкие фильмы после войны крутили во всех кинотеатрах. Моя мать была тогда студенткой красноярского лесотехнического института – и на всю жизнь запомнила фамилии немецких режиссёров и актёров. Но, видимо, Ромму казалось, что в советский прокат выпустили только самые беззубые, безобидные фильмы, а есть ещё другие фильмы: где герои ежеминутно кричат «Хайль Гитлер!» и призывают уничтожать евреев. Оказалось, что таких фильмов просто нет. Уставшие от войны обыватели хотели смотреть что-то спокойное и умиротворяющее – а коммерческое кино просто не может игнорировать зрительских пожеланий.
В 1945-м году Красная армия захватила немецкий аналог советского Госфильмфонда – а, так как из-за финансовых и технических проблем художественных лент в Советском Союзе снимали очень мало, руководство страны, посмотрев немецкие ленты, решило, что их вполне можно выпустить в широкий прокат в СССР. Что и было сделано. Именно немецкие фильмы в течение ряда лет обеспечивали заполняемость кинозалов.
Ну, и у меня возникла естественная мысль: а, если бы немцы в 41-добрались до кладовых Госфильмфонда СССР? Что бы они сделали с советскими фильмами? Боюсь, ни «Чапаева», ни «Трактористов» показывать в берлинских кинотеатрах не стали бы. Возможно, показали бы «Весёлых ребят».
Большинство же фильмов немцы не стали бы показывать по причине их чрезмерной заидеологизированности. Дело даже не в том, что гестапо испугалось бы чуждого идеологического влияния. Просто привыкшего к другому кинематографу человека от подобной концентрации идеологии начинает тошнить. И кинотеатры с подобным репертуаром быстро бы прогорели.