Собственно, и на совещаниях с генералами в ходе отработки плана «Барбаросса» Гитлер всё время ссылался на эти косяки советского военного руководства. Они однозначно свидетельствовали о его некомпетентности на всех уровнях.
Но я вдруг подумал, что не будь всех тех провалов, вряд ли Красная армия смогла бы остановить немцев под Москвой хотя бы даже через полгода боёв.
Советский Союз выпускал танков и самолётов больше, чем весь остальной мир. Но жизнью и бытом рядового солдата в Москве как-то не интересовались. Что он ест, в чём он ходит, чего ему не хватает для нормальной жизни… Наоборот, считалось, что высокоидейный солдат не думает о комфорте и готов рвать врага голыми руками. Поэтому идеологической накачкой занимались в разы больше, чем боевой подготовкой и бытовым обеспечением.
Вообще, начинать войну в ноябре 1939-го, перед зимними холодами, было полным идиотизмом. И просто начинать эту войну… Не будь её – у СССР было бы потом одним врагом меньше. И это было бы хорошо. Но, с другой стороны, советские руководители тогда бы не начали многих реформ, к которым их подтолкнула именно та война.
Выяснилось, что бойцы идущих в бой полков и дивизий в буквальном смысле раздеты и разуты. В изношенных тонких шинелях, рваных сапогах и даже без варежек. При этом ещё постоянно голодные, без спальных мест, с нерегулярным подвозом снарядов и патронов. Оказалось, что в Красной армии нет самых насущных предметов амуниции, что система снабжения хромает на все четыре копыта. Поэтому, даже то, что есть, никто не знает, как и чем доставлять в части. Число замёрзших красноармейцев на той войне в разы превышало число погибших в боях. В стране, где к колхознику относились, как к скоту, точно так же относились и к солдату.
Но именно тот опыт и сделанные из него выводы позволили избежать такого же, но более массового экстрима уже в 41-м. За полтора года армию сумели более-менее сносно обуть, обеспечить тёплыми валенками, полушубками, ватниками, зимними шапками и рукавицами. Плюс успели создать какие-то складские запасы. Задумались, наконец, и о том, что солдату нужно есть. Даже на передовой он не может питаться одними лишь речами политруков. Была отлажена хоть какая-то система снабжения.
Собственно, Красная армия ещё до финнов имела опыт больших военных операций. Имею в виду, прежде всего, Польский поход. Но то было летом – и при минимальном сопротивлении врага. А в серьёзных боевых условиях всё быстро начинало рассыпаться. С этим столкнулись и летом 41-го.
Возможно, если бы РККА встретила немцев в том состоянии, в котором она начала воевать с финнами – война закончилась бы уже осенью 41-го.
Подозреваю, что опыт Финской войны просто спас СССР от быстрого краха в войне с немцами.