avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

Иерусалим. Музей старого быта.

С экскурсоводом Ицхаком Фишелевичем мы попали в музей старого ишува (еврейской общины). Это небольшой частный музей рассказывающий о жизни иерусалимских евреев во времена Османской империи и позже. Музей находится в Еврейском квартале старого города, на улице Ор Хаим, 6. Телефон
972-2-6284636

Вход в музей.



В нескольких залах музея воспроизведены фрагменты интерьеров разных времён.
Каждый дом в Старом городе строился вокруг маленького дворика. Со всех четырёх сторон во двор выходили двери, спускались лестницы -- почти каждая комната имела отдельный вход. Квартир, в нынешнем понимании, не было. Одна семья -- одна комната. Она -- и спальня, и кухня, и столовая, и будуар... Только самые зажиточные еврейские семьи имели две комнаты. Следует заметить, что иерусалимские евреи в те времена были почти сплошь нищими. Во-первых, были дискриминационные ограничения на их экономическую деятельность. Во-вторых, здесь собирался очень специфический контингент. Это были в основном те, кто решил посвятить свою жизнь религии. Зачастую эти люди и сами не рвались осваивать ремёсла и укреплять благосостояние -- всю жизнь они учили Тору. Отсюда и крайняя бедность. Жили такие семьи в основном на присылаемые из Европы пожертвования.
Конец 19-го-начало 20-го века. При изготовлении кухонной утвари широко использовались большие жестяные банки из-под керосина.

Сделанные из банок печки.





Умывальник из керосиновой банки.



А эту печку женщина сама слепила из глины.



Медная посуда.



Это уже специально сделанная, хоть и кустарная, печка. Из оцинкованной жести. Местный вариант "буржуйки". На ней стоит чайник -- с врезанным позднее краником. Видно, вечно беременной хозяйке было тяжело управляться с такой большой ёмкостью -- вот и сделали из неё подобие самовара.



Семьи были большие, с кучей детей. Девочек в них с детства готовили к тому, что они выйдут замуж и будут каждый год рожать детей. А мальчиков -- что они всю жизнь будут изучать религиозные тексты. Таких семей много и в нынешнем Израиле. Но, как я понял, этот народ в последние годы достаточно быстро вовлекается в экономическую деятельность. Начинает работать. Глядя вокруг, дети не всегда хотят повторять путь своих родителей, прозябая всю жизнь в нищете.
Несмотря на высокую рождаемость население увеличивалось очень медленно. Скученность и антисанитария приводили к высокой детской смертности и частым эпидемиям. Нарожав десять детей, пара в старости запросто могла остаться без наследников и кормильцев -- на содержании общины.

В начале 20 века в Иерусалим начали массово приезжать другие евреи -- бежавшие от черносотенных погромов в России ремесленники. Они и здесь старались зарабатывать своим трудом.
В одном из залов воспроизведены уголки различных мастерских. Вот, например швейная. С ручной машинкой. С чугунным утюгом, в который засыпались горячие угли.



А это угол маленького магазинчика. Весы с чашками -- так хорошо знакомые мне по советским колхозным рынкам. А агрегат с большим колесом-маховиком -- это кофемолка.



Трудолюбивые ремесленники умудрялись зарабатывать на жизнь и в такой глухомани, какой был тогда расположенный на задворках Османской империи Иерусалим. С приходом англичан уровень жизни стал расти намного быстрее.



Отдельная экспозиция -- комната роженицы. Традиционно в этой ситуации семье старались помочь все: родственники, соседи... В эти трудные минуты женщине обеспечивали возможно больший (хоть и ничтожный -- с точки зрения нашего времени) комфорт. Для этого даже одалживали или брали напрокат настоящую кровать.



Хорошо знакомый мне по собственному детству фибровый чемодан. А глаз на нём нарисован от сглаза.



Кувшин с фаянсовым тазиком -- для умывания.



Жаровня -- такая кастрюля с дырчатой крышкой. Засыпали в неё красные угли и ставили в комнате -- для обогрева.



Дом, где расположен музей, знаменит ещё и тем, что здесь в 1534-м году родился знаменитый каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази.

Позднее здесь была сефардская синагога, которую постарались воспрооизвести организаторы музея.



Деревянные футляры для торы.



Есть ещё экспозиция, посвящённая детям и молодёжным движениям межвоенного времени.



Двор дома был местом, где жильцы проводили большую часть активного светового дня. Здесь стирали, готовили, играли... Под каждым двором был бункер, куда в сезон дождей собиралась вода с крыши дома. А рядом -- выгребная яма единственного на весь дом туалета. Он располагался где-нибудь в углу двора. Конечно, воду можно было покупать у разносчиков. Но такое могли себе позволить немногие. Именно антисанитария приводила прежде всего к высокой смертности.

Наша группа в крохотном дворике. Представляю, что здесь творилось, когда в доме жило больше десятка многодетных семей.



Воду экономили. После умывания оставляли для стирки, потом этой же водой мыли пол... И в конце-концов выливали её в горшок с каким-нибудь цветком.

Так знакомая мне по собственному детству стиральная доска.



Во времена британского мандата бельё уже не обязательно выкручивали вручную, а иногда выжимали, пропуская между валиков такой вот машины. Бельё распрямляли, что позволяло к тому же обходиться потом без утюга. Глаженным оно, конечно, не выглядело, но и таким жёванным, как после ручного отжима, всё-таки не было.
Помню, подобными приспособлениями для отжима комплектовались в 1950-70-е годы все советские стиральные машины. Первая машина с высокоскоростным, используемым для нормального отжима барабаном появилась в СССР только в 1981 году. Называлась "Вятка-автомат". От своего итальянского прототипа отличалась тем, что постоянно ломалась.



А это ручные мельницы. Помол стоил денег -- так зерно зачастую мололи сами хозяйки. Засыпали его в каменную ступку и накрывали жёрновом, который вращали, вставив в петельку сверху какую-нибудь палку.



Экскурсия была организована ассоциацией "Место встречи" http://www.mesto.org.il/
Tags: Иерусалим, Израиль, Место встречи, Музеи, Фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments