А в результате: Москва так и не была взята. Дело даже не в том, что в Москве стоит Кремль и Мавзолей. Дело в том, что вся логистика страны была выстроена через московский шоссейный и железнодорожный узел. Поэтому, в отличие от 1812 года, потеря столицы привела бы просто к военному и хозяйственному параличу всей страны.
И здесь немецкие генералы совершенно правы. Если бы войска, скажем, с ленинградского направления вовремя переориентировали на Москву – вполне допускаю, что город бы пал. Хотя, с другой стороны, у советов тоже появилась бы возможность перебросить в Подмосковье высвободившиеся таким образом войска ленинградского фронта. В подобной ситуации многое зависит от способности войск к быстрым перемещениям и манёврам. Кто раньше успеет добежать, собраться, нанести удар – тот и выиграет.
А окружившие Киев немецкие дивизии изначально были нацелены на окружение Москвы. С юга. Просто в районе Тулы они встретили ожесточённое сопротивление и как-то начали сползать вдоль оборонительных позиций РККА всё южнее и южнее. Почему они сползали на юг, а не на север? Что было бы в той ситуации гораздо логичнее.
Иногда армию можно сравнить с водой. Как вода или электрический ток она тоже норовит пойти по пути наименьшего сопротивления. Это, кстати, очень хорошо видно по последней Карабахской войне. Азербайджанцы наступали и захватывали города и посёлки вовсе не там, где их генералы чертили стрелки на картах. А там, где это получалось легко и малой кровью. Множество мелких отрядов наносили удары по всей линии фронта. Где встречали отпор – там отходили. Зато, где продвижение вперёд давалось легко – там и продвигались.
А под Киевом нацеленная на Москву танковая группа оказалась достаточно случайно. Двигаться на Москву у неё не получалось, зато дорога на Киев оказалась более-менее свободной. Они и пошли туда. И быстренько захватили столицу Украины. Взяв в плен треть миллиона красноармейцев. Грех было отказываться от такой победы и от такой добычи.
Собственно, и многие другие немецкие группы армий, корпуса и дивизии двигались в той войне отнюдь не по нарисованным в генштабе стрелкам направлений. А просто, куда получалось – туда и двигались. И в этом есть своя разумная логика. Подкрепляемая большими победами и малыми потерями. Но иногда, при обилии тактических побед, это, в конце концов, заканчивается глобальным поражением.
В итоге – Москву так и не взяли.