avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

О взаимозаменяемости железяк.

Мой покойный тесть во время Великой Отечественной был инженером полка штурмовиков Ил-2. В какой-то момент американцы стали поставлять для штурмовиков по ленд-лизу свои движки. Не знаю, насколько эти поставки были массовыми и как они меняли характеристики самолёта. Но, окончивший Военно-воздушную академию имени Жуковского тесть впервые узнал, что детали для самолёта должны быть полностью взаимозаменяемы.
У советских машин нельзя было взять, скажем, втулку из одного мотора и надеть её на ось точно такого же другого. Их непременно надо было подгонять, притирать, подбирать прокладки. Были огромные зазоры. Или, наоборот, что-то куда-то не вставлялось.
С американскими же движками история была совсем другая. Можно было разобрать три двигателя, перемешать их детали – и собирать заново, не заморачиваясь, в каком из них стояла прежде та или иная штуковина. Без усилий, доработок и забивания кувалдой.
И моего тестя, и его техников, и лётчиков такая культура изготовления всех механизмов просто потрясла. Конечно, ремонтировать, регулироват такой двигатель было в десять раз проще. И работал он без отказов и ремонтов раз в десять дольше, чем детище отечественного авиапрома.
Tags: Война, История, Личное, Техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments