Взял я её из диалога Алексея Исаева с Михаилом Тиминым. Речь идёт о фильме «Подольские курсанты».
Причём, Исаев говорит, что он ожидал увидеть что-то совсем уж лапотно-клюквистое. Но, фильм оказался даже лучше его ожиданий. Мол, авторы хотя бы не путают географические названия, даты, номера воинских частей и имена командиров полков и дивизий. Что в «исторических» фильмах (даже голливудских со стомиллионными бюджетами) давно уже стало нормой.
Это действительно важно, но вот в плане художественном клюква цветёт просто развесистым и пышным цветом. Убогий сценарий, как пазловая картинка слеплен из набивших оскомину ещё много десятилетий назад советских кинематографических штампов. А, если сценарий убогий, от актёров особо и нечего уже ждать.
Хотя, лично мне фильм было смотреть интересно. В фильме полно настоящей техники – которую режиссёру предоставили два подмосковных частных технических музея: музей Задорожного и музей в Падиково. Там не просто хранят танки и автомобили – их приводят в рабочее состояние.
Видно, что для фильма специально шили мундиры – именно такие, какие были тогда в РККА. Потому что в армейскую форму вносили изменения по несколько раз в году, а режиссёры обычно этим не заморачиваются. Одевают актёров в то, что сумели нарыть.
И укрепления построены специально - по правилам тогдашней фортификации.
Так что хотя бы с этой стороны фильм правдоподобен. Хотя все (и штатские и военные) уж больно аккуратно одеты. Во всё новенькое. И в Подольском артиллерийском училище абсолютно все стены (даже гаубвахты) сияют белизной позавчерашней побелки. В то время как в реальности в российской провинции до сих пор многое ремонтируют лишь тогда, когда оно без ремонта просто развалится.
И вообще, всё в кадре такое яркое, красивое, лубочное – словно это рекламный клип.
Ну, и совсем уж клюквистые сцены:
Немец с шампанским и ананасом. Под Москвой в октябре сложилась патовая ситуация: у РККА уже не было сил обороняться, но и у немцев уже тоже не было сил наступать. Обе стороны были измотаны до крайности. Там было вовсе не до запиваемых шампанским ананасов.
Русскоговорящие немцы в советской форме. Это фуфло есть почти в каждом военном фильме последних лет. Нет ни одного достоверного упоминания использования подобных подразделений. Батальон «Нахтигаль» и полк «Бранденбург» в тот момент были укомплектованы в основном западными украинцами. И их применяли очень ограниченно именно из-за того, что контингент в большинстве не знал русского. Но хотя бы немного понимал. Немецкий они знали. Но меж собой всё одно говорили на галицийском украинском.
Разглагольствования немца про поляков, которые, якобы, сразу сдавались. Надо отдать должное, поляки в 1939-м сопротивлялись гораздо эффективнее и ожесточённее, чем большинство подразделений РККА в 41-м. А что поляки капитулировали – так после удара в спину Красной армии у них уже не было другого выбора. В силу многократного превосходства врага.
Ещё диверсант Старчак с замашками блатной дворовой шпаны…
Хотя бы дома крыты деревом, а не шифером или оцинкованной жестью.
Здорово, что российский кинематограф способен потянуть уже какие-то достаточно дорогие проекты с кучей костюмов, техники, людей, спецэффектов. Но к этому не мешало бы добавить хоть немного, хоть самую чуточку, вкуса.