Это действительно один из самых правдивых фильмов о войне вообще. Снят в 1981 году западногерманским режиссёром Вольфгангом Петерсеном о боевом походе немецкой подводной лодки U-96. Фильм снят по книге и сценарию писателя Лотара-Гюнтера Буххайма. Буххайм в качестве военного корреспондента сам участвовал в том походе.
За войну немецкие учебные центры подготовили и распределили по подводным лодкам 40 тысяч подводников. 30 тысяч из них погибли. Все они были почти что смертники.
Год назад лазил на Темзе по британскому музейному крейсеру «Белфаст». Я впервые был на военном корабле. И понял, что рядом с этим жизнь на любом гражданском судне покажется курортом.
Самое труднопереносимое – это страшная теснота. На военном корабле надо разместить множество оружия, запасов, технических устройств… Нужны запчасти, оборудование и мастерские для их ремонта при повреждениях в бою. Людей же размещали в последнюю очередь. Распихивая по щелям, как тараканов. При том, что команда любого военного судна во много раз больше, чем на гражданском судне того же водоизмещения.
Все электронные и оружейные комплексы требую обслуги. Кроме того, на случай боя нужно иметь запас врачей, пожарных и вообще всяких специалистов для замены убитых и раненных.
Рядовой состав спит в убирающихся гамаках. Эти гамаки висят даже в коридорах крейсера. При том, что гамаков вдвое меньше, чем людей. Половина народа спит, половина бодрствует.
На подводной лодке, когда в бою экипажу, во избежание чрезмерного расходования кислорода, рекомендуют лежать и не двигаться – матросы лежат на полу в проходах. Почему? А потому, что места для этого больше нет. Там тоже одна койка на двоих.
По всей подлодке развешаны окорока, колбасы и сетки с картошкой. Из двух сортиров один тоже полностью забит хавчиком. Штатная продуктовая кладовка рассчитана на 10-15 дней похода. А лодки уходили в Атлантику на месяц-полтора. Нужно было взять еды, воды, топлива, смазочных материалов…
От чрезмерной влажности продукты быстро начинали портиться – и приходилось полностью переходить на консервы. Хронический недосып, переутомление, духота, зловоние (люди не мылись полтора месяца!), вши… Думаю, во многих тюрьмах условия существования были комфортнее.
Полсотни людей ходят друг у друга по головам. В боевой обстановке половина экипажа собирается вокруг командной рубки. Появляется ощущение, что им нечем заняться. Но просто их рабочие места заняты сейчас другой половиной экипажа – и они группируются вокруг командиров, чтобы, в случае нужды, бежать именно туда, где они нужны.
Если лодка всплывает – в рубке на надстройке пасётся пять-семь офицеров с биноклями. И – дело не в желании проветриться. А, просто, кто первым увидит врага – тот скорее и выживет. Поэтому, толпа народа смотрит во все стороны сквозь ночь или туман – не появился ли где дымок парохода или не возникла ли точка далёкого самолёта…
В фильме есть сцена, когда во время шторма волна, едва не смыв в море, выбрасывает одного из дежурных на палубу лодки. Товарищи поднимают его наверх – и потом аккуратно спускают в кубрик. Этого не было в сценарии. Сцену снимали в бассейне с имитатором раскачивания – и актёр реально, сломав несколько рёбер, упал на палубу.
Там, ближе к концу, при попытке прохода Гибралтара их обстреливает ночью британский самолёт. На глади моря даже при слабой луне видна тень движущейся подлодки. А отсутствие ходовых огней говорит о том, что она вражеская.
Много, много мелких бытовых деталей. Большинство зрителей даже не обратят на них внимания. Но именно в этих деталях и заключается значительная часть значимости этого фильма. Особенно, учитывая то, что главным консультантом на съёмках был реальный командир U-96 в том походе Генрих Леманн-Вилленброк.
За свою жизнь я видел, наверное, десятки фильмов про флотскую службу в разные времена и в самых разных странах. Надутые паруса, развевающиеся флаги, меткие канониры, бодрые горнисты, сочные котлеты, красивые бескозырки... Ни в одном из этих фильмов не было и намёка, что даже в недавний 20-й век флотская служба сильно походила на разновидность каторги. Оно и понятно: все эти фильмы, независимо от страны, создавались обычно при поддержке министерств обороны. А тем такие подробности были не нужны.
Так что "Подводная лодка" - фильм по-настоящему уникальный.