Это посёлок в нынешней Ровенской области Украины, где с 21 по 25 апреля 1944 года украинская повстанческая армия (бандеровцы) вела ожесточённые боестолкновения с наступающими частями РККА и НКВД.
УПА бросила в бой порядка 5 тысяч бойцов. Это был единственный такой большой бой. Поэтому в современной Украине о нём написано множество статей. Я что-то из этого читал, просматривал. И меня более всего удивляло, зачем руководство националистов вообще ввязалось в совершенно бесперспективную авантюру. Не имея даже гипотетических шансов на победу перед регулярными войсками с танками и самолётами. Зачем было собирать в одном месте такую толпу, по сути, партизанского, ополчения. Подставляя её под бомбы и снаряды.
Но почему-то именно этот вопрос все авторы обходили стороной.
А тут попалось в Инете видео Михаила Онуфриенко
https://www.youtube.com/watch?v=CisO37NXSjU
Михаил объясняет всё очень даже логично. Просто немцы очень быстро отступали перед Красной армией. А отряды УПА их руководство собрало для того, чтобы отступать впереди немцев. Под их прикрытием. Но события развивались слишком стремительно. Немцы на машинах отходили быстрее, чем националисты на телегах. Поэтому последние и оказались во вражеском тылу. Советские генералы не могли не заметить такого формирования – и бросили на решение проблемы 25-30 тысяч своих солдат.
Очень интересно читать про потери в том бою. По версии УПА повстанцы потеряли убитыми 80 человек, раненными 100-200. И 120 человек попали в плен. При этом было убито до трёх тысяч энкаведешников.
По версии самого НКВД его потери были 11 убитых и 46 раненных. Повстанцы же потеряли 2018 убитыми и 1570 пленными. При тотальном людском и техническом перевесе подобное соотношение не удивляет.
Учитывая, что это внутренняя отчётность, не для газет, а для своего начальства, думаю, энкаведешники говорят правду. Ну, возможно в число врагов включено какое-то число стариков и инвалидов, которые воевать не могли просто физически. Но, отчитываясь о пленных, люди понимали, что от них ещё ждут поимённых списков, что под эти цифры резервируются автозаки и тюремные камеры… Это серьёзный аргумент против приписок.
В любом случае, получается, что полторы тысячи повстанцев вырвались из кольца. Самый интересный вопрос: куда они прорывались и куда потом делись. А прорывались они к немцам. Чтобы дальше отступать уже вместе с ними, под их защитой, так сказать, в первых рядах драпающих. При подобных раскладах становится понятно, зачем руководители ОУН перед лицом советского наступления собрали такую толпу. Вовсе не для боя. А для того, чтобы нырнуть за немецкие спины. Не успели. Только поэтому и пришлось принимать бой.
Немцы же прекрасно понимали, что на фронте с подобного контингента толка нет никакого – и использовали всяких националистов для формирования полицейских частей, несения охранных функций и борьбы с партизанами: польскими, греческими, югославскими…
Кстати, я не буду упрекать рядовых оуновцев в недостатке героизма. Любому, мало-мальски мыслящему человеку было понятно, что никто из больших держав не рвётся создавать независимой Украины. А сами украинцы завоевать свою независимость не способны. И участие в той войне для многих людей было вынужденным. Это была не их война. Все стороны той войны были для них враждебны. Но к ним приходили люди с автоматами, забирали то в Красную армию, то в дивизию «Галичина», то в оуновскую боёвку… А, если ещё вспомнить, как разные фракции украинских националистов уничтожали друг друга…
Так что – героического там было мало. Думаю, многие были счастливы только тому, что умудрились не замарать руки по локоть в крови - и при этом выжить. Потому что порой и это было очень сложно.