avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Category:

О намоленности.

Не знаю, как у протестантов и католиков, но в православии есть очень интересное понятие «намоленность». Намоленным может быть образок, намоленным может быть помещение, церковь, место…
Считается, если на этом месте или на этот артефакт много молились Всевышнему, то предмет или место аккумулирует эту молитвенную энергия и наполняясь от этого божьей благодатью, приобретает чудесные свойства.
На эту тему богословами написаны сотни (а может, и тысячи) книг и диссертаций.
Но на мой неискушённый взгляд, этот подход таит глубокую засаду. Выходит, чудесными свойствами предметы (любые предметы!) может наделять не только бог, но и простые люди. Тупо столпившись вокруг чего-то и стуча лбами о пол.
Скажем, вывесили в храме заскорузлую вонючую портянку несколько десятилетий не мывшегося и задохнувшегося от запаха собственного говна схимника – и давай на неё рьяно молиться. И от этих молитв, от этой ретивости помойная портянка превращается в некий рупор общения с богом. Такой священный канал связи – круче любого правительственного.
Собственно, и главные разногласия между старообрядцами и никонианами крутятся вокруг того же понятия намоленности. Никониане говорили, что лежащие в основе православия книги тысячу лет назад по малограмотности переводчиков были переведены неправильно – и поэтому надо было сделать новые переводы, чтобы привести всё к каноническому соответствию. Старообрядцы же напирали и напирают на то, что пусть даже наши предки делали что-то неправильно, но, начав делать всё иначе, мы перечеркнём, выкинем на помойку всю наработанную, намоленную ими за шесть веков благодать. Главным здесь объявлен вопрос преемственности. Когда малейшие изменения ритуала обесценивают в ноль все прежние труды и жертвы.
Не буду вставать здесь на чью-либо сторону. Для меня ритуальная сторона никогда не была главной ни в одном деле. И любые, основанные на ритуалах, раздоры напоминают мне войны тупо и остроконечников в памфлетах Свифта. Там шла многолетняя кровавая война между сторонниками разбивания яйца с тупого и острого конца. При том, что никаких других разногласий и противоречий у сторон не было.
Tags: История, Религия, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments