avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Category:

Качество специалистов падает пропорционально качеству исходного материала.

В годы моего детства (это конец 1950-х – начало 60-х) высшее образование было уделом очень немногих. Любой человек с институтским дипломом уже одним этим вызывал уважение. Стать доктором, инженером, учёным… - это было круто.
Но с тех пор минуло больше полусотни лет. И вузовское образование стало такой же банальной вещью, как когда-то – сельская семилетка.
А тут ещё в последние десятилетия в России появилось, а потом вообще стало преобладать платное обучение.
Сталкиваясь с такими образованцами «за деньги», я порой просто прихожу в ужас. Зачастую они не знают ничего. Профильные дисциплины не тянут даже на уровне школьной программы. Чем занимались в институте – вообще непонятно.
Причины резкого падения уровня – прежде всего, в массовости. Помню, в Крыму разговаривал как-то с семьёй птицеловов. Они ловили певчих птиц – и девять из десяти отпускали на волю. Оказалось, среди пташек, как и среди людей, красиво петь умеют лишь единицы.
Не каждый способен стать хорошим бегуном или прыгуном. И точно так же, хоть это и менее очевидно, не каждый способен стать выдающимся врачом, учителем, инженером…
Будем честны, интерес к учёбе никогда не был всеобщим и поголовным. У очень многих парней и девушек учёба не относится к главным приоритетам их жизни. Поэтому и учатся они как-нибудь, лишь бы не отчислили. Хотя потом многие из них осваивают профессию уже по ходу дела и работают вполне успешно. Из желания сделать карьеру, побольше заработать…
И, всё же, когда из общей массы абитуриентов вуз может отобрать для себя медалистов и победителей олимпиад, специалисты из них получаются на порядок лучше, чем когда вуз берёт всех подряд – чтобы не остаться совсем без финансирования и не загнуться.
Вузов нынче очень много, капризничать же из них может один из десяти-двадцати. Прочие довольствуются тем, что осталось.
Поэтому, скажем, нынешние врачи выглядят просто бледными тенями своих предшественников столетней давности. Те, рядом с нынешними, были настоящей элитой. Но, не буду плакать и биться головой об стену. Измельчали кадры, зато выросла их техническая оснащённость. И это спасает ситуацию. Самый заурядный доктор с томографом и ультразвуком всегда будет круче гения с деревянной слуховой трубкой.
Любую отрасль по-прежнему двигают гении. А бестолковость рядовых сотрудников компенсируют написанные этими гениями программы, придуманные ими алгоритмы, разработанные ими приборы… Так что те, кто раньше крутил бы хвосты коровам или стриг бы овец, сегодня с важным видом сидят за компьютером или рентгеновским аппаратом – и, худо-бедно, хотя бы на троечку, но как-то делают своё дело.
Кстати, сейчас в российских школах внедряется программа для проверки работ учащихся. Компьютер ищет, исправляет ошибки – и сам ставит оценки. Так что учитель русского языка может уже запросто сам знать язык на троечку.
При таких раскладах организаторские способности, умение поддерживать дисциплину, умение наладить контакт с детьми… могут оказаться важнее, чем собственные знания педагога. Вряд ли стоит по этому поводу радоваться. Но – это жизнь. И иногда приходится принимать её такой, какая она есть.
Tags: Будущее, Учёба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments