Но, надо учитывать, что и тогдашние тормоза были тормозней нынешних просто в разы. И резина была другая. В результате – тормозной путь был существенно больше нынешнего. При этом ещё куча народа ездила на лысой резине – просто покрышки были страшным дефицитом все советские годы.
Я сел за руль в конце 1970-х. Тогда у советских легковых машин было только одно боковое зеркало. С водительской стороны. Меня это, честно говоря, удивляло даже тогда. В центре Москвы попадались иномарки – и на многих стояло уже два зеркала. Такая, в общем-то, копеечная, но очень важная для удобства езды, мелочь.
До начала 70-х на многих советских легковухах на заводе не ставили даже одного бокового зеркала. Мужики ставили зеркала сами. При этом они были дефицитом – их снимали, воровали, перепродавали. Продавались специальные системы, позволявшие снимать и ставить их с помощью ключа. Или с помощью ласточкиного хвоста. Даже оставляя машину на пару часов возле кинотеатра или магазина, зеркало лучше было снять.
Ночью, отражая свет фар сзади идущих машин, зеркала периодически слепили водителей. Какое-то подобие системы нейтрализации этого эффекта в виде антибликового покрытия начало появляться в СССР только в середине 1980-х. Стоили такие зеркала во много раз дороже обычных. Сейчас водитель смотрит на огоньки в салонном зеркале – и это не доставляет ему никакого дискомфорта. Но так было не всегда.
За последние годы в Москве разметили все (или почти все) дороги. А раньше едешь по Садовому кольцу – а там нет никакой разметки. Временами к каким-то фестивалям, съездам, Олимпиадам её наносили. Но она быстро стиралась. И все ехали, как бог на душу положит.
Плюс люки. Они были разбросаны на проезжей части повсюду. А делали их именно на дороге на случай войны. Мол, тротуары около домов после бомбёжек будут засыпаны обломками этих домов, а середина дороги останется свободной. Никто не заморачивался устанавливать эти люки вровень с полотном. Одни из них поднимались над дорогой на 5-10 см, другие точно так же проваливались. Даже разовая встреча с таким препятствием означала разбитую подвеску и смятые диски. Поэтому ездили все не по прямой, а зигзагом. Люк справа, люк слева, ещё один люк слева и целых два справа. Я знал, что едущая передо мной машина в любой момент может дёрнуться в любую сторону.
Уже существовала зимняя резина, но ездили при этом все – на чём придётся. Вернее, на том, что удалось достать. Два сезонных комплекта были роскошью, которую могли себе позволить немногие. Автолюбители в большинстве зимой вообще не ездили. Ставили машину на прикол после первого снега.
Даже ночная езда была занятием достаточно экстремальным. Тёмные улицы и дороги, отсутствие разметки, почти не видная в свете фар виляющая обочина, ямы по полметра глубиной в самых неожиданных местах…
Так что, машин действительно было во много раз меньше, но и дороги, и машины были тоже в разы хуже. И опасность разбить машину или разбиться самому, не думаю, что была меньше.