avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

О безопасности движения.

Когда ездящий по сегодняшней  Москве человек видит кадры, скажем, 1940-50-х годов, где на широченном Садовом кольце машины едут в сотнях метров друг от друга, ему может показаться, что тогда аварий было во много раз меньше. Автомобилист чаще всего ехал по совершенно пустой дороге. И какая авария может быть на пустой дороге?
Но, надо учитывать, что и тогдашние тормоза были тормозней нынешних просто в разы. И резина была другая. В результате – тормозной путь был существенно больше нынешнего. При этом ещё куча народа ездила на лысой резине – просто покрышки были страшным дефицитом все советские годы.
Я сел за руль в конце 1970-х. Тогда у советских легковых машин было только одно боковое зеркало. С водительской стороны. Меня это, честно говоря, удивляло даже тогда. В центре Москвы попадались иномарки – и на многих стояло уже два зеркала. Такая, в общем-то, копеечная, но очень важная для удобства езды, мелочь.
До начала 70-х на многих советских легковухах на заводе не ставили даже одного бокового зеркала. Мужики ставили зеркала сами. При этом они были дефицитом – их снимали, воровали, перепродавали. Продавались специальные системы, позволявшие снимать и ставить их с помощью ключа. Или с помощью ласточкиного хвоста. Даже оставляя машину на пару часов возле кинотеатра или магазина, зеркало лучше было снять.
Ночью, отражая свет фар сзади идущих машин, зеркала периодически слепили водителей. Какое-то подобие системы нейтрализации этого эффекта в виде антибликового покрытия начало появляться в СССР только в середине 1980-х. Стоили такие зеркала во много раз дороже обычных. Сейчас водитель смотрит на огоньки в салонном зеркале – и это не доставляет ему никакого дискомфорта. Но так было не всегда.
За последние годы в Москве разметили все (или почти все) дороги. А раньше едешь по Садовому кольцу – а там нет никакой разметки. Временами к каким-то фестивалям, съездам, Олимпиадам её наносили. Но она быстро стиралась. И все ехали, как бог на душу положит.
Плюс люки. Они были разбросаны на проезжей части повсюду. А делали их именно на дороге на случай войны. Мол, тротуары около домов после бомбёжек будут засыпаны обломками этих домов, а середина дороги останется свободной. Никто не заморачивался устанавливать эти люки вровень с полотном. Одни из них поднимались над дорогой на 5-10 см, другие точно так же проваливались. Даже разовая встреча с таким препятствием означала разбитую подвеску и смятые диски. Поэтому ездили все не по прямой, а зигзагом. Люк справа, люк слева, ещё один люк слева и целых два справа. Я знал, что едущая передо мной машина в любой момент может дёрнуться в любую сторону.
Уже существовала зимняя резина, но ездили при этом все – на чём придётся. Вернее, на том, что удалось достать. Два сезонных комплекта были роскошью, которую могли себе позволить немногие. Автолюбители в большинстве зимой вообще не ездили. Ставили машину на прикол после первого снега.
Даже ночная езда была занятием достаточно экстремальным. Тёмные улицы и дороги, отсутствие разметки, почти не видная в свете фар виляющая обочина, ямы по полметра глубиной в самых неожиданных местах…
Так что, машин действительно было во много раз меньше, но и дороги, и машины были тоже в разы хуже. И опасность разбить машину или разбиться самому, не думаю, что была меньше.
Tags: Автомобили, Городское хозяйство, История, Москва, Россия, Транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments