avderin (avderin) wrote,
avderin
avderin

Categories:

Шагал в Новом Иерусалиме.

Все привыкли, что самые крутые выставки бывают обычно в Москве или Питере, а в какую-нибудь Рязань или Калугу никто не повезёт ни Рембрандта, ни Веласкеса. Это связано с тем, что организовать подобную выставку стоит кучу денег. А экспонаты её стоят десятки и сотни миллионов долларов. Одна страховка обходится в заоблачные суммы. Областные музеи не могут это потянуть ни финансово, ни организационно. Кроме того, надо иметь ещё достаточно вместительные выставочные залы с современными системами охраны, пожарной безопасности, климат-контроля… Никто не отдаст такие матценности для экспонирования в аварийном помещении с протекающими потолками.
При таких раскладах очень радует, что несколько лет назад в 64-х километрах от МКАДа заработало новое здание Московского областного музея – музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Естественно, основные посетители – москвичи. Которые толпами приезжают и в музей и расположенный рядом Воскресенский монастырь.
В музее есть обширное собрание русской иконы, живописи, декоративно-прикладного искусства, очень интересная коллекция советского искусства. Раньше всё это можно было осмотреть по одному билету. Но в последние годы каждой теме присвоили статус отдельной выставки с отдельным билетом. Прогулка по музею превратилось в достаточно разорительное мероприятие. Заставившее меня с тоской вспомнить Великобританию, где государственные музеи совершенно бесплатны для всех категорий посетителей.
В конце февраля я побывал в Новом Иерусалиме на выставке Марка Шагала «Между небом и землёй». Был там в выходные, залы были переполнены. Но, будем снисходительны: людям хочется посмотреть, музею хочется заработать, организаторам выставки – хочется похвастать своей работой…



Иерусалимцы собрали достаточно пристойную и репрезентативную подборку работ из многих европейских музеев. Ну, половина – это тиражная графика. Но, так же представлены картины разных периодов, эскизы к витражам, гобелены.
Я за свою жизнь видел достаточно много шагаловских работ. Видел его витражи в Реймсе и Иерусалиме. Видел его гобелены и мозаики в израильском кнессете. Видел массу картин во множестве музеев…
Лично у меня к нему двойственное отношение. Работы Шагала декоративны и приятны для глаза. Этого у него не отнимешь. Как и то, что он реально повлиял на многих других художников.
Стилистически творчество Шагала можно уверенно отнести к сюрреалистическому примитивизму. Хотя, редко у кого поднимается рука назвать его примитивистом. И поставить в один ряд с Нико Пиросмани или Анри Руссо. Шагала всегда ставят в первые ряды авангарда вообще, скажем, рядом с Пикассо и Дали, хотя последние были суперпрофессионалами классической школы. Коверкая фигуры и искажая пространство, они делали это дозированно и осмысленно, зная, что, насколько и зачем трансформируют. Шагал же по-настоящему так и не освоил классического рисунка. Хотя и занимался в целом ряде учебных заведений. Начиная с витебской школы Юделя Пэна.
Просто уже наступили новые времена и, на наше счастье, у его учителей хватило зоркости разглядеть в парне иные достоинства – за богатую фантазию и умение работать с цветом они прощали ему слабое владение кистью.





Для меня даже несколько удивительно, что, став успешным обеспеченным художником, Шагал так и не попытался залатать эти дыры в своей профессиональной подготовке, скажем, потратив какое-то время на самообразование. В конце концов, имея деньги, можно позволить себе роскошь заняться учёбой.
Яркие, декоративные работы Шагала с профессиональной точки зрения достаточно примитивны и даже однообразны.
Есть авторы, которым скучно ничему не учиться и ничего не менять в своём творчестве, однако, Шагал, найдя какие-то удачные и коммерчески успешные приёмы, совершенно не стеснялся эксплуатировать их на протяжении полусотни (и даже более) лет.
В принципе, достаточно быстро сформировав свой художественный язык, он большую часть жизни собирал картины, как собирают слова из букв. У него был свой шагаловский дом, свой шагаловский петух, свой козёл, свой ангел, свой скрипач… И он часто тасовал эти элементы, как детали детского конструктора. Здесь ангел слева, а козёл справа, здесь – наоборот. Там петух сверху, а в следующей работе мы его нарисуем внизу. И так далее…

Шагаловские гобелены.







Значительную часть нынешней экспозиции составляют гравюры и литографии. С одной стороны, в силу своей доступности они позволяют комплектовать большую выставку малой кровью, а с другой – Шагал реально много занимался этими технологиями. И без эстампа представление о нём однозначно будет неполным.
Если стоимость живописных работ Шагала начинается обычно от миллиона долларов или около того, то цены на рисунки укладываются в десятки тысяч. А эстампы (тиражом в сотни экземпляров) – стоят от нескольких тысяч до нескольких сот долларов за лист.
Большая работа может продаваться долго, а вот эстампы, как семечки – расходятся постоянно. Давая известному художнику очень даже приличный и, главное, стабильный заработок.
Шагал много работал в течение многих лет, и «наваял» за свою 97-летнюю жизнь тысячи, тысячи, тысячи работ… Даже спустя 35 лет после его смерти нет их полного каталога. Постоянно выплывают какие-то новые работы – и часто встаёт вопрос об их подлинности. В силу обилия им созданного ещё много лет Шагал будет обеспечивать работой и заработком не одно поколение искусствоведов, экспертов и арт-дилеров.
Как по причине обилия работ, так и по причине его популярности выставок Шагала в мире проводилось, проводится достаточно много. Думаю, экспозиция в Новом Иерусалиме займёт среди них своё достойное место. И, в любом случае, это реально зрелищно, интересно. Так что – рекомендую. Последний день работы – 8 марта.



Можете потом зайти ещё и в Воскресенский монастырь. Тоже интереснейшее место. Думаю, руководство монастыря очень даже радуется соседству с таким музеем. И с радостью воспринимает известия о подготовке музеем каких-то громких выставок. Те, кто приезжает в монастырь, в музей, в большинстве своём, не идут. А вот те, кто едет в музей, думаю, обычно потом заглядывают и в монастырь. Монастырю же лишний посетитель – он вовсе не лишний. Он всегда, как говорится, в кассу.

Очень интересная трактовка Святого семейства. 1912 год. Иосиф, Мария. И бородатый младенец Иисус.


Tags: Выставки, Музеи, Новый Иерусалим, Подмосковье, Фотографии, Художники
Subscribe

  • Факторы побед и поражений.

    В Первую мировую Германия капитулировала, хотя под немецкими войсками в тот момент находились огромные чужие территории. В Средние века это была бы…

  • Машина передо мной.

    Вся Москва утыкана телекамерами, которые фиксируют нарушение рядности, парковку в неположенном месте, проезд на красный свет, превышения скорости,…

  • Наградная клоунада.

    Шёл зимой по Старому Арбату и наткнулся на уличную фотовыставку, посвящённую ветеранам войны. Каждый из сфотканных ветеранов был увешан полусотней…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments