https://newizv.ru/news/culture/03-01-2020/odesskiy-parohod-etalonnye-poshlyaki-rastoptali-zhvanetskogo
Я категорически не согласен с рецензентом. Актёры изо всех сил пытались вытянуть унылый текст. Но он не вытягивался.
Я никогда не был поклонником Жванецкого. Даже в 1970-е, когда над его миниатюрами смеялась вся страна – мне они казались примитивом. Я уже тогда прекрасно понимал, что пройдёт время – и их забудут. Потому что подлинной литературой здесь даже не пахнет. А тонкие намёки на временные обстоятельства станут непонятны и неинтересны просто в силу движения времени. Завтра обстоятельства станут иными – и прежние шутки будут казаться просто глупыми.
Думаю, молодым вообще непонятно, над чем именно и в каких местах над теми же миниатюрами смеялись их родители. Но даже тем, кто знает, где надо смеяться, смеяться уже как-то не хочется.
В общем-то, русская и мировая литература имеют огромный пласт совершенно несмешного юмора. В России на нём, в частности, специализировались Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов... Их до сих пор с удовольствием читают по всему миру. Это умный, тонкий, отражающий непреходящие ценности мира, юмор. И никого не напрягает, что он совершенно не смешной. Так что беда иного юмора заключается вовсе не в том, что он не смешной. А в том, что он просто глупый. И из него при всём желании невозможно ничего почерпнуть. Он не вызывает никаких ассоциаций и не будит никаких мыслей.
Я понимаю, что сыграть гениально можно что угодно. Помните ставшую классической фразу «А что это вы здесь делаете?» из фильма Элема Климова «Добро пожаловать…» Но вытягивать так почти полтора часа водянистого текста… Это нереально.
Во всякое время есть авторы гениальные, и есть авторы популярные. И масштаб популярности не всегда соответствует масштабу таланта. Это нормально. Человек уловил дух своего времени, много лет тормошил окружающих, создавал им хорошее настроение. Будем благодарны ему за это.
Но время-то меняется. А человек нет. И в новое время оказывается, что он уже не интересен почти никому. А из его огромного творческого наследия в обороте, хорошо, если остались хотя бы небольшие фрагменты текстов. Такова жизнь. И вспять её не повернёшь.
.